16+
Журнал / НОЯБРЬ 2016

На особом положении

«Особенная экономика» предприятий художественных промыслов связана с их особым положением. С одной стороны, изделия НХП – это продукция, а значит, имеет свою цену. С другой — они составляют важнейшую часть национальной культуры, а значит, бесценны. Приобретая то или иное изделие в качестве подарка или сувенира, мы часто не задумываемся, какой объем кропотливого труда стоит за ним и сколько условий нужно взять в расчет, чтобы оно нашло своего потребителя.

Спрос на традиции

Нижегородская область по числу сохраненных видов народных художественных промыслов находится на первом месте среди регионов России, а по производству продукции — на третьем после Московской области и Республики Дагестан. Казаковская филигрань, резьба по камню, кости и дереву, золотное шитье, чкаловский гипюр, хохломская, городецкая, полхов‑майданская роспись — это примерно половина бытующих в регионе промыслов, многие из которых широко известны в стране и за ее пределами, являясь, как в случае, например, с хохломой, символом страны на мировом уровне и воплощением национальных традиций для граждан России.

Отсюда и консерватизм народных промыслов, их традиционность, закрытость от современных веяний. Однако если изначально все изделия мастеров носили утилитарное значение — были предметами ежедневного использования в быту, находились в каждом доме, разумно сочетая эстетику и функционал, — то за последние 100 лет утилитарность НХП резко снизилась и сегодня зачастую вообще не рассматривается. А значит, значительно уменьшились потребительские свойства этих изделий — они перестали быть предметами первой необходимости и не являются товарами повышенного спроса. Кто же покупает сегодня изделия мастеров народных промыслов?

Председатель правления Национального союза НХП Вячеслав Долгов подчеркивает, что большая часть изделий умельцев реализуется именно в стране: «Практика показала, что основным рынком сбыта изделий НХП является территория нашей страны, а основными покупателями являются наши граждане (примерно на 80–90% от объема продаж) и туристы (13–18%), приезжающие в Россию и покупающие изделия промыслов в качестве сувениров. На экспорт за границы стран СНГ приходится не более 2% продаж. Эти показатели, усредненные по всей сфере НХП, притом что продукция разных промыслов сильно различается по материалу изготовления, по форме, по образной стилистике, по себестоимости изделий и по цене реализации».

Само появление на свет произведений НХП связано с производством, и не важно, кто этим занимается — юридические лица или отдельные мастера. В этом и заключается ключевая особенность такого явления, как народные художественные промыслы — эта культурная ценность относится к сфере промышленности.

Необходимость поддержки

Вопросами поддержки и развития народных художественных промыслов в нашей стране занимается Министерство промышленности и торговли РФ, а в Нижегородской области — региональное министерство промышленности, торговли и предпринимательства. В настоящий момент в рамках подпрограммы «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области» государственной программы «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области» предприятиям НХП оказывается финансовая поддержка по возмещению части затрат на электрическую энергию, природный газ, сырье и материалы, части процентной ставки по кредитам. По слова Наталии Харламовой, старшего художника ЗАО «Гипюр», предприятие получает субсидии из федерального бюджета на возмещении 30% затрат на сырье и материалы, 90% на потребленную электрическую энергию, природный газ, на промышленно-производственные нужды и 90% понесенных затрат на организацию работ по продвижению изделий народных художественных промыслов на рынок, в том числе за участие в выставках, ярмарках, на изготовление и размещение рекламных стендов, щитов, баннеров. В 2016 году предприятие получило субсидии в размере 1409 тысяч рублей.

Еще одной формой поддержки является деятельность художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Нижегородской области, который проводит экспертизу образцов изделий, изготовленных предприятиями и индивидуальными предпринимателями, на предмет их отнесения к изделиям НХП Нижегородской области. Также в его полномочия входит утверждение перечня изделий НХП Нижегородской области, изготовленных предприятиями и индивидуальными предпринимателями, для регистрации в Минпромторге России в качестве изделий признанного художественного достоинства. Включение в реестр дает право предприятиям не платить НДС (18%) при их реализации.

Ручной труд — залог уникальности промысла

Что касается сотрудников предприятий, то в нашем регионе в целях сохранения трудовых ресурсов предприятий НХП пяти мастерам и художникам ежегодно присваивается звание «Заслуженный мастер народных художественных промыслов Нижегородской области». Лауреаты звания получают денежную премию в размере 15 тысяч рублей. Однако открытым остается вопрос поддержки отдельных мастеров‑индивидуалов. Как отметил в своем выступлении на прошедшей в октябре в Нижнем Новгороде Всероссийской научной конференции «Народное искусство России: традиции и современность» оргсекретарь и секретарь по народному искусству ВТОО «Союз художников России» Александр Греков, радением о предприятиях НХП занимается Минпромторг, народное творчество курируют Минкультуры и Государственный российский дом народного творчества, а народное искусство как искусство единичных мастеров, артелей остается отчасти неприкаянным.

Цена и качество

Учитывая различие видов промыслов и производимых изделий, уровни цен на изделия и уровни доходности сильно различаются. Вячеслав Долгов отмечает: цены на изделия могут составлять как несколько десятков рублей, например на малые изделия из дерева, так и несколько сотен тысяч рублей — на изделия из резной кости или из серебра. А средний уровень доходности в промыслах не превышает 5–7%, что ниже уровня инфляции. Очевидно, что на развитие средств нет.

Ситуацию усугубляют такие острейшие проблемы, как подделка и контрафакт. Как правило, подделывают только изделия известных брендов, среди них — матрешки всех видов, хохломские изделия, гжельская керамика, павловопосадские платки, изделия Павловского завода художественных металлоизделий, жостовские подносы, оренбургские платки. Елена Краюшкина, генеральный директор ЗАО «Хохломская роспись», отмечает: «Вся парадоксальность ситуации с контрафактом заключается в следующем: чем мы больше развиваемся, продвигаем свою продукцию, тем больше появляется производителей-нелегалов. Настоящая хохлома в России — это от 10 до 50% продаваемых под ее видом изделий. У каждого региона этот процент свой. Благодаря нашим усилиям в Нижегородской области ситуация относительно благополучная. Мы взаимодействуем с розничными операторами, ведем разъяснительную работу, используем юридический инструментарий. Ведь хохломская роспись всегда имела и имеет авторов. И то, что воруется, это в основном уникальные рисунки наших художников». Поддержку предприятиям должна оказывать образованная в 2015 году Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, однако, по словам Елены Краюшкиной, пока еще нет реальных действий по защите НХП от подделок.

Для всех представителей отрасли очевидно: для устойчивого развития того мира, который именуется «народные художественные промыслы», нужна консолидация множества усилий. Необходимы грамотная государственная политика, ответственное отношение собственников и руководителей предприятий НХП и определенный социальный климат. Только так можно обеспечить «особое отношение» к национальным материальным ценностям, не имеющим цены.

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, Андрей Абрамов.

Поделиться: