Журнал / НОЯБРЬ 2016

Кони златогривые

Нижегородская область славится своими промыслами — теми, что удалось удержать и сохранить. Есть те, что безвозвратно утеряны, и сейчас никто даже не вспомнит о них. А есть те, что возрождаются из небытия благодаря стараниям и энтузиазму настоящих подвижников в деле сохранения родной культуры. Так повезло новинской игрушке.

Если выехать из Нижнего Новгорода в сторону Иванова, то на 101-м километре трассы обязательно попадешь в Новинки — небольшое село в Чкаловском районе на северо-западе нашей области. На въезде вас встретит редкий для Нижегородской области дорожный знак — коричневый, с указанием местной достопримечательности — Музея новинской игрушки. Поворот налево, и через несколько метров вы подъедете к деревянным воротам, увенчанным парой резных конских голов. Это место и стало целью нашего редакционного путешествия в октябре.

Взрослые вопросы детской игрушки

Музей образован в 2014 году при Новинском центре ремесел, созданном усилиями Александра Баукина, педагога, общественного деятеля и краеведа, который посвятил себя сохранению и приумножению культурного и исторического наследия Чкаловского района. Именно благодаря его огромному энтузиазму и любви к родным местам возрождена новинская деревянная игрушка — забытый и утраченный промысел, бытовавший в Белогородье — современном Чкаловском районе.

В музейной комнате «Промыслы Белогорья» — экспозиция изделий возрожденной деревянной игрушки, а также примеры традиционных деревообрабатывающих промыслов

«Валентин Павлович Лукин, художник, краевед, бывший директор мемориального музея В. П. Чкалова, несколько лет говорил мне о том, что в Новинках когда-то делалась игрушка, — рассказывает Александр Баукин. — Зимой 2008 года я сделал первые образцы, Валентин Лукин по своим воспоминаниям консультировал меня, помогал работать над формой — он видел ее когда-то давно на чкаловских базарах. Трагедия в том, что в районе ни одного образца игрушки не сохранилось». Потом в руки Александра Баукина попала редчайшая книга Дмитрия Прокопьева «Художественные промыслы Горьковской области», изданная в 1939 году тиражом 50 экземпляров. И в ней на гравюре Грозевского он увидел чкаловские игрушки. «Тогда появилась окончательная уверенность в правоте дела и обозначилась перспектива развития промысла, а с ним и Центра ремесел как центра бытования этого промысла, — продолжает директор. — Потом была поездка в Художественно-педагогический музей игрушки, что в Сергиевом Посаде, — именно там хранятся собранные Дмитрием Прокопьевым образцы. Я привез игрушки, которые сделал самостоятельно по рассказам Лукина и гравюрам из книги Прокопьева, и мне было дано заключение, что они соответствуют традиции чкаловской игрушки первой трети XX века. А 24 сентября 2008 года экспертно-художественный совет по народным художественным промыслам Нижегородской области на заседании в Семенове утвердил семь изделий — три упряжки коней, три вида каталок — колёску, вертушку и меленку, а также кузнецов на подвижных планках– как изделия нижегородского промысла».

Жизнь в Центре

Вместе с признанием пришла и большая ответственность, которая легла на плечи автора этих работ, ведь возрожденный промысел нужно развивать, иначе все многолетние труды окажутся напрасными. Центр стал активно привлекать средства грантов. В течение двух лет победы в конкурсе проектов фонда Тимченко «Культурная мозаика малых городов и сел» позволили оформить одну из двух музейных комнат, благоустроить территорию, установить детский игровой комплекс, резные ворота и крыльцо. Благодаря помощи районной администрации от основной трассы, проходящей через Новинки, к зданию Центра была заасфальтирована дорога, появилась стоянка.

Сегодня в центре работают две мастерские. В одной проходят занятия по изготовлению поделок из растительных материалов. На занятия приходят малыши из Новинского детского сада, расположенного совсем рядом, а также школьники, да и любой посетитель может стать участником мастер-класса.

Как и столетия назад, без ручного труда не создается ни один конь

Рядом — музейная комната «Изба кустаря-ремесленника». Здесь воссоздан интерьер русской избы с печным углом, старинными орудиями труда и домашней утварью. Все это помогли собрать жители округи, и в результате посетителей приводит в восторг эта обстановка, в которой можно все потрогать и испытать на деле. Особенную радость это доставляет детям. Здесь стоит ткацкий станок, которому около 150 лет. Сотрудница Центра Надежда Козлова не только проводит экскурсии, но сама ткёт и проводит мастер-классы. «Сегодня домотканые дорожки пользуются большой популярностью, — рассказывает Надежда Козлова. — Но работа это трудоемкая: чтобы соткать один метр полотна, нужно три часа. Это хорошее средство для успокоения, и гости из больших городов ценят возможность наткать хоть пару сантиметров».

Музейная комната «Промыслы Белогородья» посвящена новинской игрушке, а также традиционным деревянным промыслам, бытовавшим в округе. Игрушка появилась как побочный продукт — нужно было чем-то занять детей, пока родители работали. Славу Белогородской волости составляли ложки, изящные веретена, посуда, гребни, челноки, солонки и многое другое.

Старинный ткацкий станок находится в прекрасном состоянии

Во второй мастерской обучают резьбе по дереву. Здесь все оборудовано для занятий детей и работы мастеров, закуплены необходимые инструменты, станки, материал. Новинская игрушка — это топорная игрушка, но сегодня в ее производстве топор не участвует. Александр Баукин считает, что изделие в грубой топорной обработке сегодня никто не купит: «Брали полено, вдоль волокон топором накалывали дощечку нужной толщины, немножко подравнивали, надрубали топором по контуру, а потом работали ножом. Коловоротом могли делать выгиб у шеи. Даже колеса не вытачивались на токарном станке: брали срез ствола тонкого дерева, грубо обрабатывали и сырым насаживали на ось. Сейчас, чтобы получить игрушку товарного вида, нужно не менее шести-семи станков и инструментов». Игрушки украшали геометрическим орнаментом — самым сложным из всех видов росписи. Красный цвет получали из свинцового сурика, черный — из сажи, а на украшение гривы коней шла полоска сусального золота. Сегодня используется безопасная акриловая краска. В книге Александра Баукина «Новинская деревянная игрушка», вышедшей в 2014 году, читаем: «Раскрашивались игрушки в ярко-красный цвет и расписывались тройными концентрическими кругами или тройными трехцветными полосками. Как говорили мудрые люди, три круга символизируют связь трех поколений: отцы, дети, внуки. Светлый промежуточный и темный цвета олицетворяют трехчастную природу мира — это начало, середина и конец, прошлое, настоящее и будущее».

Яркие веретена долгое время были визитной карточкой  Новинок

Сейчас в Центре реализуется программа «Активное поколение», и к работе по возрождению новинской игрушки привлечены пожилые люди. «У меня в активе около пяти мужчин, готовых изготавливать игрушку, позднее подключатся женщины, чтобы ее расписывать, — рассказывает Александр Баукин. — А молодежь посмотрит на нас и, надеюсь, присоединится». Необходимо начинать пусть очень маленькое по масштабу, но все же производство новинской игрушки. Ведь пока ее невозможно купить — есть только выставочные и подарочные образцы, призванные популяризировать промысел.

Дорога к храму

Музей игрушки — основная, но не единственная достопримечательность Новинок. Село никогда не было большим, но именно здесь располагается большая четырехпрестольная церковь Рождества Христова, построенная в 1828 году радением прихожан. Служба велась до конца 1940‑х — начала 1950‑х годов, потом храм стал складом, где хранилась соль, здесь также размещался магазин промтоваров. Отсыревающая соль быстро разъела деревянные пол и потолок трапезной, крыша рухнула. Деревянный пол из цельных восьмиметровых досок уцелел только под высоким сводом центральной предалтарной части храма. Видны следы фресок, сохранились кованые решетки, крепкие массивные двери… Часть икон и церковной утвари после закрытия церкви были сохранены прихожанами и отданы в восстанавливаемый храм Преображения Господня в соседнем селе Сицком. И сейчас в грандиозном шестирядном резном иконостасе вместо икон — вороньи гнезда, и хотя осенью все они опустели, но с вершины колокольни во все время нашего пребывания в храме доносилось недовольное карканье.

В столярной мастерской можно в теории и на практике изучить виды геометрической резьбы

Было много инициатив по восстановлению храма, но оно будет трудоемким и затратным. А пока храм стоит — разрушаются крепкие кирпичные стены, облетают с иконостаса резные цветы, прорастают деревья… Местные жители как могут берегут свой храм и надеются на лучшее, а Александр Баукин делает все возможное, чтобы привлечь к нему внимание. И хочется верить, что усилиями этого неравнодушного человека Новинки вслед за возвращенной из небытия деревянной игрушкой станут свидетелями еще одного возрождения.

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин.

 

В «Избе кустаря-ремесленника» воссоздан деревенский интерьер

 

Ворота Музея новинской игрушки всегда гостеприимно открыты для посетителей

 

Храм Рождества Христова — впечатляющая, но, увы, печальная достопримечательность Новинок

 

Сохранен деревянный иконостас, и яркие  краски фресок еще отчетливо видны

Поделиться:
Скрыть рекламу

Отпуск в подарок

Целый год совершай покупки по карте постоянного покупателя ТРЦ «Седьмое небо», накопи самую большую сумму и получи в подарок путевку для всей семьи. Промежуточные итоги будут подведены 8 марта.

7nebonnov.ru