Журнал / НОЯБРЬ 2016

Дело мастера боится?

Вопрос подготовки мастеров народных художественных промыслов сегодня является настолько острым для представителей сферы, что говорить о нем — значит обострять противоречия. В профессиональной среде существуют диаметрально противоположные точки зрения: кто-то ратует за традиционный способ передачи навыка от мастера к «подсаженному» ученику-подмастерью, кто-то одобряет получение самородком из глубинки высшего образования. Где же истина?

Не ниже среднего

В своем докладе на прошедшей 13 октября в Нижнем Новгороде научно практической конференции заведующий отделом декоративного и народного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств Александр Греков, приветствуя участников, обозначил те вызовы времени, с которыми сталкивается сегодня народное искусство. В числе многих острых проблем — подготовка молодых кадров для промыслов. «Традиционное обучение “из-под руки” становится все менее актуальным, традиция воспринимается как атавизм, пережиток прошлого, — так определил Александр Груков ситуацию, при которой передача опыта от мастера к ученику заменяется обучением в средних специальных и высших учебных заведениях НХП, однако на практике немногие остаются в родной глубинке после окончания обучения. — Встречаются счастливые исключения, когда народный мастер, получивший высшее образование, успешно встраивается в живую ткань промысла».

Да, сегодня в подготовке смены мастеров можно видеть и счастливые исключения, и горькие закономерности, и в каждом регионе нашей страны, в каждом большом или малом населенном пункте, где издавна бытует тот или иной промысел, ситуация особенная.

Студент-первокурсник, выбравший профессию «резчик по дереву и бересте»

В 2003 году в Санкт-Петербурге была создана Высшая школа народных искусств — первое в истории мировой художественной педагогики государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. Институт унаследовал традиции двух учебных заведений с большой историей. Первое — Школа народных ремесел, а позднее Школа народного искусства — было создано при участии императрицы Александры Федоровны в 1911 году в Санкт-Петербурге. Вторым учебным заведением стала открытая в 1938 году Московская школа художественных ремесел. Деятельность школы состояла в профессиональной подготовке кадров для предприятий народных художественных промыслов. Сегодня МШХР — это филиал ВШНИ.

Всего же Высшая школа народных искусств имеет около 10 филиалов, созданных в местах традиционного бытования промыслов на базе существовавших там профтехучилищ и техникумов. В этом Александр Греков видит опасную тенденцию централизации, которая приводит к изменению сознания молодых людей. В своем докладе он подчеркивает, что ВШНИ «стала претендентом на монополию в обучении народных мастеров России их творчеству», «присвоила себе миссию основного радетеля за образование народным искусствам». Ученый продолжает в своем выступлении: «Трансляция из прошлого через настоящее в будущее обеспечивает народному искусству живучесть и постоянную возобновляемость. Традиция регулировала сам процесс создания изделия. В семьях и артелях эта традиция соблюдалась автоматически, научить ей в училище или в вузе было невозможно. Там в лучшем случае могут лишь расширить художественный кругозор мастера. Нужно ли это ему? Тому, которому труднее всего избегать соблазнов цивилизации и терять аутентичность своего мастерства в погоне за кажущейся новизной».

От мастера к ученику

Для руководителя предприятия НХП или директора районного Центра ремесел иметь в коллективе дипломированного молодого специалиста по художественной обработке дерева, кружевоплетению или декоративной росписи — это, безусловно, весомый плюс. С приходом таких специалистов всегда связывают большие надежды. И хорошо, если такое учебное заведение есть поблизости. Но на практике случается так, что талантливый молодой человек, уехавший из глубинки постигать мастерство обработки дерева, например, в Московскую область, в Богородский филиал ВШНИ, если и вернется после обучения в родные края, то будет резать богородскую деревянную игрушку (которой его и научили), а не развивать местные традиции, например, Республики Мордовия, Архангельской или Нижегородской областей.

Занятие на третьем курсе по специальности «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Выступая все на той же научно-практической конференции, директор Балахнинского музейного историко-художественного комплекса Мария Карташова рассказала о возрождении известного с XVIII века балахнинского кружева. Сегодня оно в буквальном смысле держится в руках пяти-шести мастериц, которые работают на базе музейного комплекса. Ведущим мастером, благодаря которому промысел стал возрождаться, является член Союза художников России Галина Котова. И больше нигде в стране овладеть балахнинской техникой нельзя, включая и Высшую школу народных искусств.

И так со многими промыслами, которые или начинают сегодня возрождаться, или в силу специфики не имеют подпитывающих их новыми кадрами учебных заведений. По словам Елены Терсинских, заместителя директора ООО «Фабрика стеклянных ёлочных украшений “Ариель”», раньше на предприятии один раз в год открывали учебный класс, где обучали желающих работать здесь художников приемам росписи стеклянных елочных игрушек. «Но потом мы от этой практики отказались и стали высаживать молодых художников сразу в художественную мастерскую, – продолжает Елена Терсинских. — Там, находясь среди опытных мастеров, новички быстрее схватывают суть процесса, у них есть возможность понаблюдать за работой других, проникнуться коллективным духом творчества. Так появляется собственный почерк, будущий художник не копирует руку мастера».

Без отрыва от…

На территории Нижегородской области расположены два учебных заведения, где готовят специалистов в сфере НХП и которые располагаются в местах их традиционного бытования. На севере области, в краю хохломы, это Семёновский индустриально-художественный техникум, а на юге — Павловский техникум народных художественных промыслов России.

Уникальность Семёновского индустриально-художественного техникума состоит в том, что уже на протяжении 100 лет в этом учебном заведении, сменившем несколько статусов и названий, студенты углубленно изучают хохломскую роспись, резьбу по дереву. Практика студентов организована непосредственно в производственных мастерских предприятии ЗАО «Хохломская роспись», рядом с опытными мастерами. «Наш техникум — это единственное в России образовательное учреждение, где готовят специалистов хохломской росписи, а также резчиков по дереву и бересте и токарей по дереву, — говорит директор Марина Бровкина. — С первых лет существования и по сей день в техникуме чтят народные традиции, не утрачивается уникальность старинных видов росписи, таких как славянская вязь, подлисток и другие. Художники разрабатывают новые виды росписи, резьбы, изготовители художественных изделий из дерева совершенствуют формы токарной продукции. Благодаря этому Семёновский техникум известен далеко за пределами Нижегородской области». Сегодня среди разнообразия профессий и специальностей, по которым здесь идет подготовка, традиционными являются профессии «художник росписи по дереву», «резчик по дереву и бересте», «обработчик изделий из дерева», «токарь» и специальность «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

«ЗАО „Хохломская роспись” по праву можно назвать нашим основным предприятием-партнером по направлениям НХП, — подчеркивает директор техникума. — Кадры этого предприятия постоянно, на протяжении десятилетий, пополняются выпускниками нашего учебного заведения. Почти все художники, которые сейчас работают или когда-либо работали в объединении “Хохломская роспись”, — это выпускники бывшей школы художественной обработки дерева». И преподают в учебном заведении его выпускники. Раз в три года преподаватели проходят стажировку в ЗАО «Хохломская роспись», имеют самый высокий разряд и владеют всеми видами росписи.

Павловский техникум народных художественных промыслов России организован в 1945 году, в месте исторически сложившегося и традиционно бытующего промысла по художественной обработке металла.

Участники мастер-класса по горячей художественной ковке на городском празднике в Нижнем Новгороде

По словам директора техникума Владимира Голубина, сегодняшние выпускники владеют умениями и навыками в рисовании, проектировании и изготовлении изделий в технике чеканки, гравирования травлением и резцом, рельефном гравировании, горячей художественной ковке, горячей художественной эмали, филиграни и создании изделий в смешанной технике с применением инновационного высокоточного лазерного и другого 3D-оборудования.

Полученные в техникуме знания, умения и навыки студенты закрепляют и развивают, проходя производственную практику на предприятиях НХП, в ювелирных, оружейных и кузнечных предприятиях и мастерских, предприятиях по изготовлению ножевых изделий.

Многие современные достопримечательности Павлова созданы совместно студентами и преподавателями техникума. Это садово‑парковые композиции «Павловский лимон», «Гусиные бои» и ряд других объектов. Вошедший в Книгу рекордов Гиннесса «Царь-замок» был изготовлен павловскими мастерами также при участии студентов техникума.

В этой передаче опыта от старших к младшим, в наставничестве Владимир Голубин видит сохранение традиций, неразрывность образования, профессионального общения и жизни на земле, для которой самобытная культура — это не простые слова.

Открытый вопрос

Так где же истина в вопросе образования в сфере НХП? Однозначный ответ дать невозможно. Очевидно, что получать образование необходимо, но вопрос его качества, места его получения, территориальной оторванности от центра промысла остается дискуссионным. И не он один. В свою очередь, Владислав Никосов, заслуженный художник России, мастер лаковой миниатюры из Мстёры, размышляя о подготовке художников‑миниатюристов, делится: «Правильно, конечно, к мастеру подсадить учеников. Но поскольку мы говорим о том, что художника надо еще и образовать, он не просто должен понять, как работать, он должен знать, что делать. Художник должен знать все. Ничего не знаешь — ничего не сделаешь. А ведь мы решаем тему, мы не просто рисуем».

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, предоставлены Семёновским индустриально-художественным техникумом, Павловским техникумом народных художественных промыслов России.

Поделиться: