Журнал / НОЯБРЬ 2016

История в деталях

М. Дмитриев. Село Бор. Базарный день. Фрагмент.  Начало ХХ века. Из фондов Русского музея фотографии

Нижегородская область расположена в центре Восточно-Европейской равнины, по берегам Волги и ее притоков — Оки, Кудьмы, Суры, Узолы, Ветлуги, Керженца. Более половины нашей области заняты лесами — хвойными, широколиственными и смешанными. В XIX веке леса занимали еще большую площадь. И это не могло не сказаться на развитии ремесел в Нижегородской губернии. Основная часть ремесел была связана с лесом, и нижегородцы славились своим умением в обработке дерева. Здесь развивалось плотничество, судостроение, процветали надомные промыслы: тележный, санный, колесный, столярный, бондарничество, щепной и валенный, изготовление деревянной посуды, изделий из лыка и коры, производство пеньки, лозоплетение, сетевязание. Нижегородцы занимались производством гончарной посуды, но особую известность получила казариновская чернолощеная керамика. Предметом гордости стали городецкая и хохломская роспись (Городец, Семёнов, Сёмино), резьба по дереву, изготовление филигранных металлических изделий (Павлово, Казаково), вышивка и кружевоплетение (Балахна, Василёво — нынешний Чкаловск и другие населенные пункты). Был повсеместно развит и востребован кузнечный промысел. В каждом крестьянском доме имелся ткацкий станок — сами ткали холсты, шили одежду, молодые крестьянки занимались вышивкой и соревновались в умении плести кружева. Жители Богородска и Кантаурова были известны безукоризненной обработкой кожи и шерсти.

М. Дмитриев. Семеновские ложкари. Начало ХХ века. Из фондов Русского музея фотографии

Многообразие нижегородских ремесел, безусловно, нашло отражение в творчестве фотографов XIX–XX веков. На многочисленных фотографиях Андрея Карелина, страстно увлекавшегося народным творчеством и этнографией, можно увидеть нижегородцев разных уездов в своей национальной одежде (богородские и боровские крестьяне, горбатовская мещанка, зажиточные нижегородские татары, мордва Сергачского уезда и мордва терюшевская, черемисы Васильсурского уезда…), а также изделия, выполненные в техниках ткачества, вышивки, кружевоплетения. Сохранились работы этого фотохудожника, запечатлевшие наиболее интересные деревянные резные наличники.

У фотопублициста Максима Дмитриева известен цикл снимков, связанных с семеновским ложкарным производством. На его фотографиях Нижегородской ярмарки мы видим богатый выбор изделий нижегородских умельцев; а вот на Борском базаре бойко идет продажа ткацких станов и берд; на Мытном рынке — обилие корзин и ряды гончарных изделий. У современников Дмитриева и авторов советского периода можно найти работы, запечатлевшие выделку кожи, обработку металла…

А. Карелин. Русский уголок. 1870-е гг. Из фондов Русского музея фотографии

Для лучшего обучения ремеслам и передачи многолетнего опыта молодым в дореволюционной России в конце XIX — начале ХХ веков были созданы сельские ремесленные учебные мастерские, низшие ремесленные школы, школы ремесленных учеников, ремесленные училища. В СССР в 1920–1930‑е годы действовали школы фабрично-заводского ученичества, в 1940 году они были реорганизованы в ремесленные училища для молодежи. Постепенно создавались фабрики, большие предприятия по производству изделий народных художественных промыслов. Оттачивалось мастерство, изделия становились все более изящными, превращаясь в произведения народного искусства.

Все это отражала фотография. Зачастую оказывалось так, что только она и становилась одним из немногих или единственным документальным подтверждением существования того или иного промысла.

Поделиться:
Скрыть рекламу

Распродажа коллекции «Осень-Зима 2017/18»

Настало время зимних распродаж. Приходите в «Республику» за зимними коллекциями и приобретайте новый гардероб по выгодным ценам! Узнайте свою скидку на сайте ТЦ.

respublika-nn.ru