Журнал / НОЯБРЬ 2016

Народное творчество

А. В. Сайкина (род. 1925). Народный художник РФ. Натюрморт. Хохлома. 1969. Собрание НГХМ

Одной из интересных частей постоянной экспозиции НГХМ является показ народного декоративного искусства, деревянных предметов крестьянского быта, вызывающих большой интерес у посетителей музея. Собственно, ценность изделий народных умельцев сегодня определяет не материал, из которого они сделаны, а трудолюбие, талант и фантазия мастеров.

В зависимости от местных доступных материалов, жизненного уклада, климата и спроса формировались определенные направления промыслов — темы, орнаменты, цветовые сочетания, особенности формы изделий. Дерево, глина, кость, лен — все становилось предметом творчества. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения искусства. Природа стала главным источником вдохновения народных умельцев — травные узоры хохломы, яркая дымковская игрушка, резные или расписанные цветами и птицами прялки, печатные пряничные доски, сочетающие реальность и сказочность.

В. Н. Ушаков (1943–2001). Натюрморт с городецкими прялками.1988. Собрание НГХМ

Как много может рассказать нам всего один музейный экспонат. Предмет материален, но он как часть реального мира и мостик между прошлым и настоящим несет в себе нематериальную культуру народной жизни, воздействуя на эмоции человека, включая ассоциативные связи. Например, о чем может поведать прялка? Процесс выращивания и изготовления льна очень архаичен, сложен и трудоемок. Перед прядением лен мяли, трепали, чесали и, наконец, пряли. Женщинами использовалось большое количество различных приспособлений, которые мастерили и украшали, как правило, мужчины. Детали прялок — донца, лопасти, ножки в зависимости от географического места создания отличались по форме, размеру, росписи, резьбе, выполнялись из сосны, ели, березы или клена. Прясть в старину умели практически все женщины, прялки передавались по наследству от матери дочери. Расписные и резные прялки брали с собой на «вечерки» — девичьи посиделки. Так, в избе собирались девушки и, надев самые лучшие наряды, садились за прялки. Несмотря на то что само по себе прядение — работа скучная, пыльная и однообразная, за делом пели:

Позолоченная пряслица,

Мы прядем, а нитка тянется,

Мы прядем, а нитка тянется,

Нам работа наша нравится.

На огонек заглядывали ребята из соседних деревень с гармошками и балалайками, выбирали себе в невесты самую красивую певунью и искусную мастерицу, у которой получалась самая тонкая нить. На свадьбе молодым преподносили огромный печатный пряник. В конце застолья его делили и раздавали гостям, после чего гости вставали и уходили. Такой пряник называли «разгонный». Девушки, мечтавшие о замужестве, с особым чувством съедали пряник. Молодые на следующий день шли со своим пряником в гости, на который им клали мешочек с деньгами или подарки, отсюда выражение «класть на пряник».

А. В. Сайкина (род. 1925). Народный художник РФ. «Гаврила Поляков — мастер городецкой росписи». 1975. Собрание НГХМ

Конечно, не все ремесла и обряды, бытовавшие в старину, «дожили» до наших дней, но некоторые виды народного искусства, присущие нашему краю, не утрачены. Изделия хохломы, например, находят широкое применение в быту современного человека, приобретаются как многочисленные сувениры на память.

По сути, природа народного искусства коллективная. Когда необходимые навыки, приемы и средства выражения определенной этнической группы людей становятся привычными, рождается традиция, хранителем которой и является музейный предмет, вдохновляющий художников на создание живописных полотен на темы народного творчества.

Поделиться:
Скрыть рекламу

Распродажа коллекции «Осень-Зима 2017/18»

Настало время зимних распродаж. Приходите в «Республику» за зимними коллекциями и приобретайте новый гардероб по выгодным ценам! Узнайте свою скидку на сайте ТЦ.

respublika-nn.ru