Журнал / НОЯБРЬ 2017

Маршруты культуры

Новая городская навигация — бело-коричневые указатели направления к культурно значимым объектам с пиктограммами и QR-кодами — появилась в этом году в Нижнем Новгороде. Город готовится к чемпионату мира по футболу — готовится принимать туристов — россиян и иностранцев, представить лучшее, чем он обладает. Помогут ли эти указатели найти дорогу к культуре нам, нижегородцам, или мы хорошо знаем эти маршруты? А куда движется сама культура?

Когда речь заходит о культурном досуге, у нас есть много возможностей провести будничный вечер или выходной день. У нас есть большой выбор. Интенсивность культурной жизни Нижнего Новгорода возрастает год от года, всероссийские и международные фестивали, выставки стали для нас привычным явлением. Театральный фестиваль имени М. Горького неизменно собирает в Нижнем Новгороде поклонников творческого наследия этого писателя, и в этом году это событие окрашено по-особенному, предъюбилейными красками. Фестиваль искусств имени А. Д. Сахарова — всемирно признанный культурный бренд нашего города, в числе его участников — звезды первой величины, и для них приезд в Нижний Новгород (не только в фестивальные дни) — радостное событие. А в этом, 80м, юбилейном для филармонии году особенно — столько дат совпало. 90летие со дня рождения Мстислава Ростроповича, имя которого носит Нижегородская филармония, сделало начало нового сезона поистине историческим. Спустя много лет было возрождено легендарное «Волжское турне» — в октябре солисты и оркестр Центра оперного пения Галины Вишневской, а также стипендиаты фонда Мстислава Ростроповича совершили музыкальный тур по пяти волжским городам на теплоходе «Мстислав Ростропович». Финальным аккордом «Волжского турне» стал концерт в Нижегородской филармонии. В этом году в Нижнем Новгороде впервые прошел Международный литературный фестиваль имени М. Горького, а выставка «Арт-Россия» состоялась во второй раз. Традиционными стали масштабные привозные выставки в музеях. Открываются новые театральные, выставочные центры.

Свобода от провинциальности

«В городе стало больше культурных событий, и люди стали активнее передвигаться с одной площадки на другую, — делится писатель и драматург, редактор художественных телепрограмм Нина Прибутковская. — Просто, наверное, количество переросло в качество. У нас так много талантливых людей, которые хотят самовыразиться, и сейчас для этого есть возможности. Люди становятся самостоятельными и свободными». В этом Нина Юрьевна видит уход от провинциальности мышления, и прежде всего в плане развития театральной сферы: «“Что же ты не в Москве, если ты такой талант?” — это глубоко провинциальное мышление. А что такое мышление столичное? Столица — это город первых людей. Я такой, я самовыражаюсь, вырабатываю свой стиль. И у нас сейчас вырабатывается свой нижегородский творческий стиль. Мы постепенно освобождаемся от провинциальности — мы такие, какие мы есть, мы на своем месте. Да, кто-то уезжает, но не обязательно самые сильные и талантливые».

Театральный фестиваль имени М. Горького в 2017 году был традиционным и все же необычным, предъюбилейным

«Общая картина культурных запросов нижегородцев и желания людей приобщаться к искусству вселяет оптимизм. Филармония, музеи, выставочный зал сегодня работают очень интересно, продуктивно. И все это посещаемо, — отмечает заслуженный деятель искусств РСФСР Татьяна Цыганкова, более 40 лет руководившая Нижегородским театральным училищем. — Почему? Мне кажется, схлынула публика от телевизора — уровень телепередач так примитивен, что никому не хочется смотреть. Кроме того, сказывается дефицит живого общения, а также стремление личного участия в чем-то, проявления себя. Я вижу это в театральном мире, где есть очень много интересных тенденций. Возникают новые театральные пространства, которые объединяют все зрительские мечты: маленький камерный зал, близость к актеру — все это заставляет сопереживать, быть вовлеченным. Кроме того, актеры начинают проявлять себя как режиссеры, наделенные талантом, эстетическим вкусом. Спектакли Елены Фирстовой, прежде всего „Как спасти камер-юнкера Пушкина“ и „Саша, вынеси мусор!“, — это постановки, которые сделают честь любой московской сцене. Я бываю в столице и знаю, что там играют спектакли гораздо слабее, чем здесь. То есть Москва — это не показатель. Спектакль, „А если завтра нет“, который поставил Александр Сучков, более интересный и глубокий, чем в театре имени Моссовета».

Развитие подобных проектов, по мнению Татьяны Васильевны, — небольшой камешек в огород больших академических театров, которым нужно брать зрителя большей масштабностью, глобальностью постановок, мысли, а это требует серьезного художественного руководства. «Старых традиций никто не отменял. Большим театрам нужно иметь то, что называется художественным авторитетом. Недаром мы раньше говорили: „театр Товстоногова“, „театр Захарова“, „театр Ефремова“, „театр Вахтангова“… Этот авторитет несет свою эстетическую и идеологическую концепцию, воплощает ее в спектаклях, создает свою школу. И потом — спектакль вещь живая, и когда в большом театре ставится такое полотно, как, например, „Павел I“, за спектаклем обязательно нужно следить, чтобы он не умирал. Сейчас разные режиссеры приезжает на два месяца, ставят спектакль и уезжают, бросают постановку на произвол судьбы», — говорит Татьяна Цыганкова.

Прийти и увидеть

Активность музейно-выставочных площадок, по наблюдениям специалистов, не получает должного отклика у публики. Посещений может быть больше. «Мне кажется, что чем интенсивнее разворачивается эта городская жизнь, тем меньше зрители на нее реагируют. Этот парадокс нуждается в осмыслении, — делится со „Столицей Нижний” искусствовед Ирина Маршева. — С точки зрения качества и масштаба выставочного продукта в последние годы ситуация улучшилась многократно. Сейчас мы видим тенденцию, которой не было еще пять-семь лет назад, — огромное количество привозных выставок. Но почему-то зритель не откликается на них так, как хотелось бы, или откликается далеко не на все».

Масштаб второй «Арт-России» заметно увеличился по сравнению с прошлым годом, выставка получилась насыщенной, но публики было мало. Отсутствие серьезной рекламной кампании, входной билет, цена на который отпугнула многих, недостаток компетентной экспертной оценки — все это не способствовало массовому приходу зрителя. Однако сама по себе «Арт-Россия» — явление для города знаковое.

Уже второй раз Нижний Новгород принял масштабную выставку «Арт-Россия»

Сергей Казук, руководитель выставочных программ компании «Ярмарочный дом», убежден: важно, чтобы Нижний Новгород понимал, какой проект реализуется на его территории, что эту выставку нужно посещать, покупать — это уже как получится. «„Арт Россия” — это и социальный, образовательный проект, на нем можно детей воспитывать, прививать вкус к изобразительному искусству, развивать интерес к культуре. И очень хочется, чтобы руководство города и области обратило на нас внимание и внесло свою лепту, прежде всего в привлечении посетителей. При наличии множества художественных школ, художественного училища в городе это могли бы быть какие-то абонементы для учащихся, ознакомительные посещения, пассивная практика — что угодно. Сюда в рабочие дни должны съезжаться автобусы с учащимися со всей области», — делится Сергей Казук. Однозначно, что проект «Арт-Россия» находится в развитии и может только расширяться, а географическое положение Нижнего Новгорода оптимально для его базирования, однако снос в течение октября части выставочных павильонов Нижегородской ярмарки поставил под сомнение прописку «Арт-России» в столице Приволжья.

Вне критики

Вопрос профессиональной культурной критики для Нижнего Новгорода — болезненный. Ее отсутствие — большая опасность для искусства: мы теряем границы качественного, талантливого, эстетически выверенного. Арман Амбарцумян, скульптор из Армении, второй раз приехавший на «Арт-Россию», отмечает, что при организации подобных выставок важно отделять ремесло от искусства: «Российская публика довольно консервативная в плане восприятия искусства, и многие нуждаются в профессиональном совете. И вот этого, я думаю, не хватает на выставке. Не хватает работы кураторов, искусствоведов, критиков, которая сделает выставку действительно серьезной и интересной и для участников, и для посетителей».

«Сейчас у нас в стране нет структурированного арт-рынка. Причина проста: это не развлечение — все хотят развлекаться, и это дорого — все хотят подешевле, — говорит Ирина Маршева. — Пока не будет сформировано число потребителей, не будет сформирован и рынок. У нас нет культуры уважения к тому, что сделано руками. Нет культуры потребления, приобретения, оценки этого. В городе с его музеями, галереями, выставочным комплексом критиковискусствоведов — единицы».

Столица Приволжья — город высокой музыкальной культуры и традиций мирового масштаба

«Театральной критики нет совсем, — констатирует Татьяна Цыганкова, — а ведь в 1960–1980-е годы была сильная критическая школа, которую уважали и боялись артисты. Критиков готовил историко-филологический факультет Горьковского университета, который давал очень хорошее образование: умение разобрать литературное произведение переходило в умение разобрать драматургическое произведение.  Сейчас это не делается. И в драме, и в опере, и в балете критики совсем не стало. А ведь что такое рецензия? Режиссер интуитивно воспринимает пьесу, чувствует, чем может быть интересна пьеса сегодня, а критик анализирует, прибавляет к чувству знания. Тандем режиссуры и критики просто необходим любому театру».

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин.

Поделиться:
Скрыть рекламу

Шопинг со вкусом

С 9 по 31 января посетитель ТРЦ «Седьмое небо», совершивший единовременную покупку на сумму от 3000 рублей, получает сертификат в ресторан грузинской кухни «Хачапурия».

7nebonnov.ru