16+
Журнал / НОЯБРЬ 2017

Долго и дорого: частные инвестиции в культуру

«Нижегородцы инертны, их сложно сдвинуть с места, раскачать…» Сколько раз мы слышали такие слова от гостей города, да и самих его жителей! Эта инертность проявляется в долгом привыкании к чему-то новому, в безынициативности. Однако культура всегда стояла особняком среди прочих сфер. Повлияла ли эта инертность на нижегородских меценатов и неравнодушных к культуре людей и кто сейчас в Нижнем Новгороде поддерживает театры, выставки и фестивали?

Взрослые как дети

Немецкая художница, скульптор и дизайнер одежды Хильдегард Гюнцель — наиболее востребованный в мире автор коллекционных кукол. Ее куклы собирают Деми Мур, Мадонна, Филипп Киркоров. Одна из крупнейших коллекций собрана нижегородским предпринимателем Ольгой Лобачевой. В 2015 году Ольга Лобачева захотела показать своих кукол всем. Для этого была организована выставка в доме Рукавишниковых под названием «Хрупкие мечты».

В ходе подготовки экспозиции под впечатлением от уникального искусства Хильдегард Гюнцель у актера и режиссера Льва Харламова родилась идея создать балет, где куклы оживут и явят свой характер посредством танца. Ольга Лобачева поддержала эту идею и стала меценатом хореографического спектакля, который режиссер сделал с хореографом Машей Лутошкиной и студентами Нижегородского театрального училища (мастерская Александра Сучкова и Льва Харламова), на тот момент окончившими первый курс.

«Балет получился очень красивый, в частности за счет того, что мы не экономили на материалах для костюмов, а подбирали идентичное воплощение тому, во что одеты коллекционные куклы. Мы репетировали ежедневно в течение месяца, специально шили обувь, изготавливали аксессуары и реквизит. Спектакль был сыгран четыре раза, на открытии и закрытии выставки. Теперь, спустя два года, принято решение его восстановить и играть в течение сезона 2017–2018 на разных площадках, начиная с родной для студентов сцены Учебного театра. Очень важным импульсом для меценатства является желание поделиться, что-то сделать для других, для города. Тогда все получается и на выходе мы имеем качественный продукт, сделанный профессионалами, и счастливых нижегородцев», — говорит Лев Харламов. Общая сумма затрат на «Хрупкие мечты» составила 900 тысяч рублей, в том числе 300 тысяч рублей ушло на костюмы. Ольга Лобачева констатирует: нижегородцы очень тяжело расстаются с собственными деньгами. Известных меценатов города, которые на регулярной основе вкладывают свои средства в разные проекты и повышают культурный уровень нижегородцев, можно пересчитать по пальцам.

Однако именно усилиями таких известных нижегородцев, как Феликс Верховодов, Дмитрий Володин, Владимир Панов, Элада Нагорная, сама Ольга Лобачева, и ряда других горожане знакомятся с культурой европейских стран в рамках фестивалей, художественных и иных выставок, постановок.

Работа над постановкой оперы-мюзикла «Коко Шанель. Страницы жизни» шла три года, и ее стоимость превысила 12 миллионов рублей

Недавно Нижний Новгород принял участие в федеральном проекте «Не может быть!». Главная идея этого социального проекта — поддержка талантливых детей. В уникальном для Нижнего Новгорода спектакле в качестве актеров зрители увидели руководителей нижегородских компаний, промышленников, бизнесменов и известных людей города. В частности, в спектакле были задействованы уполномоченный по правам предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий, управляющий корпоративным филиалом банка ВТБ в Нижнем Новгороде Игорь Рожковский, директор нижегородской туристической компании «Роза ветров НН» Мария Свиридова, директор Нижегородского регионального филиала АО «Россельхозбанк» Александр Люлин и многие другие. Денежные средства, вырученные от продажи билетов, были направлены на помощь талантливым детям Нижнего Новгорода. Для них приобрели музыкальные инструменты, спортивное снаряжение, костюмы, а также оплатили поездки на конкурсы и фестивали.

Нет денег — нет результата

«Художник не должен ограничивать свою фантазию из-за отсутствия денег, это плохо сказывается на результате. Из чего совсем не следует, что дорого — это всегда хорошо», — говорит актер и режиссер Лев Харламов. По его словам, спектакль не может состояться без актеров и режиссера, а вот без пьесы, декораций и костюмов может: «Однако если отсутствие костюмов — это решение, то это, возможно, хорошо, а если это отсутствие средств, то плохо».

Режиссер уверен: частный театр может быть коммерчески успешным лишь на уровне самоокупаемости спектакля. Но выделить из заработанных на «прокате спектакля» средств деньги на новую постановку невозможно. В 2012 году театр «Zooпарк» в лице самого Льва Харламова и Олега Шапкова (недавно вернувшегося в Нижегородский театр драмы) представил нижегородцам спектакль «Человек-подушка». Постановку на более чем 400 тысяч рублей профинансировал сам Лев Харламов. «Вытащить из кармана полмиллиона рублей на новую постановку я больше не могу», — говорил режиссер в марте 2017 года в интервью «Деловому кварталу».

Независимый театр «Новая сказка» начинался девять лет назад с большого чемодана с декорациями, куклами и костюмами. Сегодня это 26 актеров, 30 спектаклей в месяц в образовательных учреждениях и на театральных площадках города и области: «Спектакли “Новой сказки” не раз отмечались дипломами различных театральных фестивалей. Свой 10й театральный сезон мы встретили на своей малой сцене на проспекте Октября, 25. А еще строится здание “большого” театра, в который мы надеемся пригласить зрителей уже в следующем сезоне. И постановку новых спектаклей, и аренду существующего помещения, а потом и аренду помещений театра мы осуществляем за счет собственных средств», — рассказывает директор «Новой сказки» Эдуард Казаков. По его мнению, государственным и муниципальным театрам легче привлекать спонсоров — на них работает громкое имя. Однако это все равно не те деньги, чтобы кататься как сыр в масле.

Посетители выставки «Окна в Россию. Шедевры семи поколений», организованной Ингосстрахом, смогли бесплатно увидеть произведения из собрания Третьяковской галереи и Института русского реалистического искусства

Эдуард Казаков с сожалением отмечает, что Нижний Новгород не театральный город. Театров вроде бы и немало, а зрителя по пальцам можно сосчитать. «Может быть, ситуация была бы иной, если бы в городе было больше меценатов. Каждая постановка стоит денег. Если бюджет ограничен, приходится обходиться тем, что есть. А масштабные, яркие спектакли могли бы содействовать большей культурной привлекательности Нижнего Новгорода и, как следствие, привлечь в театр новых зрителей», — предполагает он.

Одной из крупных театральных постановок последних лет (по некоторым оценкам, самой дорогостоящей в истории нижегородского театра) стала опера-мюзикл «Коко Шанель. Страницы жизни», представленная весной 2014 года на сцене Нижегородского театра оперы и балета. Работа над постановкой шла три года, ее стоимость превысила 12 миллионов рублей. Это были собственные средства театра и спонсорские вложения многих известных нижегородцев. Так, специально для них состоялся закрытый предпремьерный показ, стоимость билетов на который составила от трех до десяти тысяч рублей.

В целом же людей и компаний, которые поддерживают нижегородские театры (как частные, так и государственные) на регулярной основе, немного. На сайтах культурных учрежедний можно видеть списки членов попечительских советов, но зачастую обновляется этот раздел крайне редко — данные устаревают.

Список попечителей Нижегородского театрального училища возглавляет народный артист РФ Александр ПанкратовЧерный, однако ни о каком активном участии артиста в жизни учебного заведения речи не идет. Зато с помощью других членов совета (среди которых предприниматели Герман Князев, Владимир Иордан, Алексей Ляпин и Сергей Мосунов, а также Сергей Раков) в 2017 году был сделан ремонт в квартире педагога училища Ривы Левите и организовано празднование ее 95летнего юбилея.

Крупные компании делают свой вклад в продвижение культуры, развивая отдельные проекты и взаимодействуя, например, с музеями. Так, ПАО «Сбербанк» в рамках сотрудничества с ВВФ ГЦСИ в составе РОСИЗО «Арсенал» и своего 175летия осенью прошлого года запустило масштабный культурный и социальный проект «Искусство сохранять» — с 14 по 27 ноября вход в музей был бесплатным. А осенью этого года в Нижегородском государственном художественном музее открылась выставка «Окна в Россию. Шедевры семи поколений», спонсором которой выступала компания Ингосстрах. В рамках бесплатного для посетителей проекта с 8 сентября по 15 октября в Нижнем Новгороде демонстрировались около 50 произведений из собрания Третьяковской галереи и Института русского реалистического искусства.

Также благодаря партнерскому взаимодействию в октябре нижегородцы получили возможность увидеть в пространстве НГХМ «Пермский иконостас» Николая Рериха — уникальное произведение религиозной живописи начала ХХ века. Именно так — реализацией культурного проекта — отметила свое 25летие Нижегородская частная школа имени М. В. Ломоносова.

Очевидно, что во всем этом большая заслуга руководителей учрежедний культуры, их активной работы по поиску спонсоров и выстраиванию работы с ними.

Помощь не всегда можно конвертировать в деньги. Большое значение имеют также информационная поддержка, силы и время, которые тратят на проект его идеологи и группа поддержки. Так или иначе, в основе любой успешной идеи стоят люди. Режиссер «Маленького театра» Александр Сучков и актер театра «Комедiя» Евгений Пыхтин в сентябре 2016 года открыли Центр театрального мастерства (ЦТМ) в здании Нижполиграфа. Средства на его создание собирали буквально всем миром. Среди меценатов были поэт (в прошлом депутат Гордумы) Дмитрий Бирман, предприниматель Владимир Иордан. Первый сезон в ЦТМ Александр Сучков оценил как «удивительную гонку, бег с преодолением барьеров». И пока у отцовоснователей есть силы бежать, проект будет жить и развиваться.

Что ж, и это еще не все примеры вкладов в культуру. Значит, есть о чем говорить.

Текст: Юлия Соловьева

Фото: Андрей Абрамов, Роман Бородин.

Поделиться: