16+
Журнал / НОЯБРЬ 2017

Сила боления

В общей массе зрителей на трибунах фанатов БК «НН» не так много, но болеют они на совесть

Большинство руководителей спортивных структур, ведомств и федераций, а также профильных журналистов приходят к выводу: уровень развития конкретного вида спорта напрямую связан с интересом к нему со стороны населения.

Например, футбол. Средняя посещаемость игр высшего немецкого дивизиона — первой Бундеслиги — самая высокая в Европе (41 242 зрителя на матче, или 93,1%). Средняя посещаемость игр «Баварии» и «Боруссии» — 100%. Второй немецкий дивизион также не обделен вниманием (21 338 зрителей на матче, или 66,8%). Как итог, Германия — чемпион мира, а ее национальное первенство является одним из самых зрелищных не только за счет зажигательной игры и россыпи звезд, а во многом за счет культуры боления на стадионах. В день матча жизнь во многих городах останавливается, а сердца жителей бьются в такт звону штанг ворот. Хотя еще в начале века все было не так. Импульсом для резкого роста посещаемости стал домашний для немцев чемпионат мира, который подарил стране ультрасовременные, комфортабельные арены, на которых зрители могут спокойно наслаждаться любимой игрой.

Такой же импульс должен получить и Нижний Новгород. Хотя уже сейчас у города есть футбольные традиции. Поход нижегородского «Локомотива» к месту в кубке «Интертото» сопровождался исключительной сплоченностью и поддержкой трибун одноименного стадиона. Сейчас у города есть «Олимпиец», у которого образуется своя публика, а новый стадион станет настоящей вехой в становлении Нижнего Новгорода как футбольного города.

А что же с хоккеем? У нас есть команда «Торпедо», у которой стопроцентная посещаемость на всех домашних матчах. Культура болельщиков «Торпедо» насчитывает несколько десятилетий, они считаются одними из самых преданных своему клубу. Хоккеисты часто проводят встречи с ними — обратная связь здесь очень важна, это своего рода благодарность за преданность. Хоккейные трибуны никогда не пустеют, каждый матч проходит с аншлагом, билеты в кассах и сопутствующая атрибутика, о которой в клубе также позаботились, разлетаются очень быстро. На фоне этого «Торпедо» решилось летом на смену фирменного стиля, что позитивно сказалось и на телевизионной картинке (это важно, потому что билеты на хоккей достать может только счастливчик), и принесло дополнительный доход клубу. Кроме того, новый стиль может завлечь на стадион новую публику и, как следствие, привести в хоккейную школу сотни новых мальчишек. Говоря о школе, не стоит забывать, что за «Торпедо» играют потомственные носители хоккейных традиций Нижнего — футболу есть чему поучиться и здесь. Наличие собственных воспитанников в составе всегда дает дополнительную поддержку трибун.

Смена фирменного стиля ХК «Торпедо» — важный и эффективный способ привлечения внимания к клубу

Следующая команда, которая входит в топ-лист по количеству болельщиков на трибунах, — баскетбольный клуб «Нижний Новгород». В своей истории он еще никогда не вылетал в низшие дивизионы, поэтому по-настоящему проверить преданность болельщиков пока не получилось.

Нельзя не упомянуть еще об одном клубе с большой спортивной историей — хоккейном «Старте». Его предшественник «Зенит» был создан в 1932 году. Команда представляла коллектив машиностроительного завода «Новое Сормово». «Зенит» составил достойную конкуренцию лидерам тех лет — командам «Торпедо», «Динамо», «Авангард», «Локомотив». В дальнейшем сормовичи не раз побеждали в чемпионате города и области, который стал разыгрываться с 1936 года. «Старт» трижды (в 1980, 1995 и 2002 годах) завоевывал серебряные медали, трижды (в 1996, 1998 и 2000 годах) — бронзовые медали и однажды — Кубок СССР (в 1983 году). Сейчас болельщиков у «Старта» куда меньше, чем раньше. Тем не менее свои фанаты у команды остаются, их не пугают даже самые сильные морозы (игры проходят под открытым небом).

И у команд-старожилов, и у молодых клубов на домашних играх неизменно присутствуют фан-группы, которые своим азартом заводят болельщиков на трибунах, но пока назвать их «армией» язык не поворачивается. Повезет, если на игру придет хотя бы несколько десятков человек. Один из вариантов развития культуры боления — размещение на придорожных рекламных щитах информации о командах с призывами поддержки клубов, а также приглашение игроков команд на детские соревнования и спортивные фестивали для проведения мастер-классов.

Фото: Роман Бородин, с официального сайта ХК «Торпедо».

Поделиться: