16+
Журнал / НОЯБРЬ 2018

О чем молчат стены

Я люблю бывать здесь один, когда никого нет. Слабый «дежурный» свет, чуть сладковатый запах старого дерева, идущий от ждущего ремонта паркетного пола, и тишина. Эта тишина особенная. Тишина временной передышки от тысячи звуков, обычно наполняющих старинное помещение. Не просто звуков, а звуков музыки. Музыки великой, вечной и современной, сегодняшних звучащих музыкальных сцепок, построений, конструкций.

Большой концертный зал консерватории. Какие тайны он хранит? О чем думают гениальные музыканты-композиторы, чьи портреты в круглых, специально для этих целей созданных нишах устремлены на нас сегодняшних - исполнителей и слушателей их музыки?

Когда я в зале один, я думаю об этом. Как они к нам относятся? Уважают? Презирают? Равнодушны? Я не верю, что нет обратной связи. В музыку, которую мы играем и слушаем, вложены их души и они через условный код созвучий, через века разговаривают с нами, повествуя о вечных ценностях. Вот портрет И. С. Баха. Думал ли он, что через 100 лет после его смерти, другой великий композитор - Ф. Мендельсон откроет миру великую, непревзойденную никем по глубине и выстроенности формы музыку своего соотечественника? Вот П. И. Чайковский. Знал ли гений русской музыки, что все противоречия и определенные неприятия, существующие между ним и композиторами «могучей кучки», будут забыты и растворятся в этом зале, в музыке и самого Петра Ильича, и его идейных противников? Вот антагонисты - Р. Вагнер и И. Брамс. Куда делись их распри, куда делись почитатели одного и недруги другого? Исчезли, растворились, а музыка гениев живет, и душа каждого из них проникает и остается в сердцах наших современников. Мне не дают покоя эти мысли, когда я нахожусь в зале и чувствую на себе их пристальные взгляды.

Понимали ли они и знаем ли мы, что музыка примиряет всех, отодвигает зло, воздействуя очищением, пробуждая воспоминания, ассоциации - все самое дорогое и бесценное, что хранит человеческая память, чем сильна наша культура и наша цивилизация. Память есть не только у людей, и это давно замечено. Память хранят вещи, хранят стены. Многое хранит и наш консерваторский зал. Это здание было построено в середине XIX века как дом архиерея. К нему примыкал архиерейский сад (ныне - сквер рядом с консерваторией, до недавнего времени носивший имя Я. М. Свердлова). После событий 1917 года дом был передан государству и использовался в различных целях хозяйственного назначения.

«Память есть не только у людей. Память хранят вещи, стены. Многое хранит и наше здание, наш Большой концертный зал»

В 1946 году постановлением правительства страны была организована Горьковская государственная консерватория, и в том же году ей было передано здание на улице Пискунова, дом 40, где она с тех пор и располагается. Позже консерватории было присвоено имя М. И. Глинки. Это здание оказалось весьма удачно приспособлено для музыкального вуза: толстые стены, дающие возможность почти полной звукоизоляции между классами; большое количество комнат, которые данными классами и стали; некоторая автономность отдельно стоящего здания, имеющего только частичное соприкосновение с близлежащими жилыми домами, и, наконец, большой зал с великолепной акустикой. По акустике - это лучший зал в нашем городе! С тех пор консерватория не однажды реконструировалась. К основному корпусу было пристроено четырехэтажное здание общежития. Кстати, в его строительстве принимали участие также педагоги и студенты вуза. Был надстроен третий этаж над главным корпусом, и, конечно же, многое видоизменилось внутри. В период с 1996-го по 2001-й год консерватория провела ряд капитальных ремонтов с укреплением фундамента, кровли, межэтажных перекрытий, лестниц, классов и так далее.

Сегодня это красивое здание, центром которого, его сердцем, является Большой концертный зал. В 1960-е годы в зале консерватории был установлен орган немецкой фирмы «Шуке», и представители этой известной фирмы постоянно курируют состояние своего детища, проводя капитальные и иные ремонты необычного инструмента - «короля музыки»! Концертный зал Нижегородской консерватории почти не бывает пуст. В нем проходят выпускные экзамены исполнительских факультетов, бесчисленное множество концертов педагогов, аспирантов, студентов, гостей вуза. В зале репетируют два симфонических оркестра, хор, оркестр народных инструментов, оркестр баянов и более мелкие ансамбли инструменталистов. Зал слышит наших певцов, видит дирижеров, оценивает композиторов. С приходом новых профессий и специальностей зал полюбил звукорежиссеров, которые, используя его акустические возможности, проводят высококачественные записи музыки из аппаратной, пристроенной к залу.

«В 1960-е годы в зале консерватории был установлен орган немецкой фирмы “Шуке”, и представители этой известной фирмы постоянно курируют состояние своего детища»

Зал с любопытством принял актеров, которые пришли учиться в консерваторию на кафедру музыкального театра. Он предоставил им свою сцену, чтобы посмотреть вместе с нами, как они поют, танцуют, двигаются, играют спектакли…

Зал внимательно слушает музыковедов-теоретиков, их рассуждения о музыке и музыкантах, принимая различного рода конференции, форумы, фестивали…

Он встречает гостей - друзей консерватории, а их у нашего вуза множество!

В становлении Горьковской консерватории самое активное участие приняли профессора Московской консерватории, стоявшие у истоков создаваемых новых кафедр, факультетов, школ. Имена музыкантов, работавших у нас, известных в стране и мире, помнит и хранит наш вуз. Ярчайшие представители авторитетной во всем мире фортепианной школы нашей консерватории: Б. С. Маранц, И. И. Кац, И. З. Фридман, В. Я. Островский, О. А. Лебедева, О. С. Виноградова, С. В. Полякова, Э. А. Липович и многие другие. Струнную кафедру прославили профессора В. Я. Португалов, А. В. Броун, С. Л. Ерошевич, Г. В. Гаврилов, А. Д. Лукьяненко. Педагоги-духовики: П. А. Федотов, К. А. Ладилов, Р. Э. Пивоваров, И. Б. Гершковский, Ю. Б. Ром. Е. А. Титов. Дирижеры: И. Б. Гусман, С. Л. Ласерсон, Э. Н. Гулбис, А. Д. Шморгонер - все они в разные годы руководили оркестром консерватории и выступали на нашей сцене, А знаменитые хоровики: Л. К. Сивухин, Е. Н. Гаркунов, М. А. Саморукова, Г. А. Годзевич - какие имена, какие личности!

А гости консерватории! Почти все ведущие композиторы и исполнители с момента возникновения вуза и по сей день приезжают к нам, делятся опытом, слушают молодых, дают мастер-классы. У нас были: Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников, А. Я. Эшпай, И. О. Дунаевский, А. Н. Пахмутова, А. П. Петров, Ю. А. Фалик, С. А. Слонимский, Э. Н. Артемьев и другие. У нас играли почти все ведущие исполнители страны и мировые звезды. Некоторые, как недавно выяснилось, бывали у нас не один раз.

Большой концертный зал Нижегородской консерватории

На презентацию нового концертного рояля Steinway в 2015 году мы пригласили молодую, но уже известную в стране и мире талантливую пианистку Екатерину Мечетину. Войдя в зал, она с трепетом проговорила, что его, кажется, помнит. «Как? Откуда?», - возникли удивленные вопросы. Оказывается, ее мама, тоже пианистка, сегодня один из авторитетнейших педагогов Мерзляковского музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, оканчивала в свое время нашу, Горьковскую консерваторию. На выпускном экзамене, исполняя концертную программу, она под сердцем уже носила будущую маленькую Катю - впоследствии великолепную пианистку, умную и обаятельную женщину, члена Президентского совета по культуре.

Наш зал - место необычное. Выступать в нем - высокая ответственность. Студенты-выпускники запоминают свое выступление, сдавая государственный экзамен в концертном зале, на всю жизнь. Иногда, как высшую точку своих профессиональных достижений, но чаще - как яркий старт большой и насыщенной жизни музыканта!

Консерватория открыта для всех. Интересные абонементы, органные концерты, яркие имена и прекрасная музыка - высокая и вечная. Ее вам преподнесет наш замечательный концертный зал!

Текст: Эдуард Фертельмейстер

Фото: Роман Бородин, предоставлено пресс-службой консерватории.

Поделиться: