16+
Журнал / ОКТЯБРЬ 2013

Новый учебный год

В сентябре нижегородские школы распахнули свои двери для тысяч юных горожан, начался новый учебный год, который ознаменовался рядом нововведений. Внедрение нового Закона об образовании, развитие шефских связей, деловая одежда для школьников и изменения в организации питания – эти и многие другие вопросы находятся под строгим контролем департамента образования администрации Нижнего Новгорода. О том, как меняется сегодня школа и какие улучшения ожидают дошкольное образование, мы говорили с директором департамента Ириной Тарасовой.

Ирина Борисовна, начался новый учебный год, и для многих юных нижегородцев он стал первым в их жизни. Сколько воспитанников детских садов и сколько первоклассников начали свой путь в учреждениях системы образования Нижнего Новгорода?

В первый класс нижегородских школ в этом году пришло 11 514 детей, всего же школьников в нашем городе 111 754. На данный момент в Нижнем Новгороде 187 школ всех типов и видов, а также 333 дошкольных образовательных учреждения, в которые ежедневно приходят 58 400 ребятишек. Практически пятую часть населения нашего города составляют дети. Возрастает число дошкольников, все больше и больше ребят приходят в первые классы школ. В связи с этим глава города Олег Валентинович Сорокин накануне нового учебного года дал задание серьезно проанализировать вопрос по наполняемости школ. Там, где образовательное учреждение работает в две смены, там, где строятся новые микрорайоны, в скором времени нам нужно будет строить новые школы.

Торжественная линейка, посвященная началу нового учебного года, в одной из нижегородских школ

Новые и реконструируемые детские сады — как складывается ситуация на данный момент?

2013 год действительно стал прорывным в плане решения проблемы очередности в дошкольные образовательные учреждения: в городе одновременно строятся четыре детских сада, а сейчас уже практически решен вопрос о начале строительства пятого. 8 дошкольных учреждений мы сейчас восстанавливаем, реконструируется буквально все: от крыши, окон, всех систем жизнеобеспечения до внутреннего насыщения. Мы начинаем уже в ближайшее время открывать в действующих садах 24 дополнительные группы. По сути, это два больших 12‑групповых дошкольных учреждения в разных районах города. Сдача новых объектов запланирована к концу года. Мы очень надеемся, что в январе-феврале 2014 года мы уже начнем постепенно комплектовать группы новых ДОУ.

Как вы оцениваете сегодня участие родителей в жизни школы?

Сегодня сами родители поднимают вопрос об участии в жизни школы. В этом, кстати, и заключается одна из особенностей нового Закона об образовании. С прошлого года мы активно стали вести работу по восстановлению шефских связей. Причем мы рассматриваем это не только как финансовую помощь организаций, но и как работу по профориентации, и просто возрастание внимания жителей микрорайона к расположенной на его территории школе. Поэтому шефские связи в этом отношении очень нам помогли подготовиться к новому учебному году. Большая работа было проведена во всех районах города, особенно можно отметить масштабную помощь шефских организаций в Канавинском районе.

Один из последних вопросов, который мы обсуждали на городском родительском собрании, это введение школьной формы или деловой одежды. На данный момент в каждой школе что-то сделано в этом направлении: где-то один класс, где-то вся параллель, где-то только начальные классы или вся школа полностью. При этом совсем не обязательно всей школе быть серого или синего цвета, в клеточку или в полоску. Решения форменной одежды могут быть совершенно разными. Почему бы и нет? Мы говорим сегодня не о единой форме, мы говорим о деловом стиле в одежде, которая, безусловно, должна быть красивой, удобной, гигиеничной.

В ноябре состоится очередная встреча с председателями школьных советов отцов — это очень интересное сообщество, созданное 4 года назад. Поскольку на заседания родительского комитета приходят чаще мамы, нам захотелось привлечь пап к решению насущных проблем школ, ведь отцы, как показывает практика, могут сделать для школы даже больше, чем мамы: организовать походы, поездки, секции, дежурства родительского патруля, например, на стыке смен в школе.

Первый звонок прозвенел в этом году для 11 989 первоклассников Нижнего Новгорода

То есть можно говорить о том, что образовательные учреждения города сегодня сильно меняются, они становятся другими?

Образование в хорошем смысле — одна из самых консервативных сфер жизни общества. Но при этом ничто так не подвержено изменениям. Образование меняется, сохраняя лучшие традиции. Приведу один показательный пример. За последние 10 лет при школах не закрылся ни один музей. Наоборот, появился великолепный музей в школе № 31 Сормовского района, где директор С. Н. Корнилов — участник военных действий в Афганистане. Этот музей стал центром объединения участников локальных конфликтов, туда едут дети из других школ, здесь собираются родственники и друзья погибших в военных действиях. Это и есть часть огромной воспитательной работы, которая ведется в школе.

Мы уже три года участвуем в федеральной программе модернизации образовательного процесса. Это большое дело, поскольку долгое время в сам учебный процесс средства не вкладывались. Более 255 миллионов рублей в 2013 году — такую сумму получили школы города за счет средств этой программы. А это и интерактивное оборудование, и учебники, и новые кабинеты физики и химии, и мастерские и т. д. Сейчас мы восстанавливаем лыжные базы, чтобы ребенок, у которого нет своих лыж, мог кататься на них во время занятий в школе. Также по программе модернизации мы получили новое оборудование для школьных медицинских кабинетов и технологическое оборудование для столовых. Сегодня школьное питание также выходит на принципиально иной уровень, кроме картофелечисток и посудомоечных машин мы приобретаем пароконвектоматы — это уникальные печи, в которых одновременно могут приготовляться до 200 порций с сохранением вкусовых качеств продуктов. Таким образом, работа на школьных кухнях практически полностью автоматизируется, становится более качественной. Раньше об этом можно было только мечтать. Сегодня это реальность.

Со 2 сентября мы подняли стоимость питания для льготных категорий детей. Почему это важно? Потому что одновременно увеличилась стоимость питания за родительские взносы, что ведет к улучшению качества еды в целом. Мы три года не поднимали стоимость: в прошлом учебном году завтрак стоил 36 рублей — сейчас 42 рубля, обед стоил 42 рубля — сейчас 50 рублей. Вот эти изменения очень существенны для ребят льготных категорий, а у нас 15,5% школьников в городе — это льготники. В этом году мы стараемся перейти на единое меню по всему городу. Надеемся, что школьные столовые, а значит, сами дети только выиграют от этого в плане качества питания.

Какие задачи стоят сейчас перед департаментом образования?

Безусловно, ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения, переход на новый Закон об образовании в РФ, создание хорошей нормативной базы для функционирования городской системы образования. И когда станут понятны правила, когда все встанет на свои места, тогда можно будет говорить о порядке. А где есть порядок, там есть движение вперед, есть развитие.

Никогда новый учебный год не похож на предыдущий. Каждый замечателен по-своему, и я убеждена, что с педагогическими коллективами наших образовательных учреждений можно добиться многого. Нет плохих или хороших школ. Мы никогда не сравниваем школы друг с другом, лицей с общеобразовательной школой и т.  д. Мы говорим о развитии образовательного учреждения относительно самого себя: что нового появляется, какие изменения происходят. Ведь каждое из них уникально.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, управление по работе со СМИ администрации Нижнего Новгорода

Поделиться: