Журнал / ОКТЯБРЬ 2015

Олег Рябов: «Книга была и остается самым лучшим хранилищем информации»

Писатель, издатель, букинист и библиофил о том, какие книги мы выбираем для себя, и о том, как книги выбирают нас.

Олег Алексеевич, с вами говорить и легко, и трудно. Легко, потому что можно задать много разных вопросов о книге так таковой, и трудно, потому что представить вас в одном интервью невозможно. Вы и писатель, и издатель, и редактор, и антиквар, и букинист, и, наверное, как никто в Нижнем Новгороде, представляете путь книги — от автора до читателя…

Прежде всего я убежден, что бумажная книга есть и будет. За последние 100 лет мы с вами можем вспомнить погибшие кинопленки и магнитофонные записи, засвеченные фотопленки — всего этого уже нет. Бумага существует уже много веков и надежно хранит информацию. Говорят, что во Всемирной сети сохраняются все сведения, которые туда попадают, но на самом деле они оттуда также безвозвратно исчезают. Так что я считаю, что книга является самым надежным носителем информации, а информация является наивысшей ценностью человечества. Лет 10 назад мой сын попросил меня назвать три самых важных открытия, которые совершило человечество для своего развития, и я не задумываясь, ответил: «Колесо, бетон и атомная бомба». И только ложась спать, я понял, что сказал величайшую глупость. Безусловно, самым важным изобретением человечества явилось книгопечатание. До этого вся информация передавалась от царя — наследнику, от старших — младшим, от мастера — ученику… Когда началось тиражирование книг, появилась возможность передавать информацию сразу тысячам, десяткам тысяч людей, когда Гутенберг нашел способ тиражировать знания, на земном шаре произошла революция. Это первое.

Второе. Помните, у Гоголя в «Мертвых душах» был герой Петрушка, лакей Чичикова? Ему было совершенно все равно, что читать, его восхищало, что из этих крючочков получается слово. Читая, мы заставляем наш мозг работать. Когда кто-то говорит, что «Братьев Карамазовых» он знает по экранизации, я всегда говорю — это фильм, это видеоряд. Любое животное получает информацию через видеоряд. Кто-то слушал аудиокнигу «Мертвые души» в исполнении известного актера. Но любое животное получает информацию посредством слуха. И только человек способен из этих крючочков‑буковок получать информацию. Человек должен читать. Каждый день. И не обязательно прекрасный текст Пушкина или Шекспира, но регулярно, систематически.

Насколько Нижний Новгород — город читательский?

Всегда читающих людей было 2%, не более. Мы не были самой читающей страной, мы были самой книгопечатающей страной. Тиражи были миллионные.

Существуют разные книжные магазины, и в них существует спрос на самые разные книги. На вокзалах продаются Маринина, Донцова, Акунин — книжки прочитываются в пути и оставляются в вагонах… Я работаю в букинистическом магазине, и у нас спрашивают Платона, Канта, Шекспира, Шоу, Распутина, Айтматова… Конечно, я сейчас не говорю о библиографических редкостях для истинных ценителей. На эти книги спрос всегда минимальный, но он есть всегда, и так и должно быть. В других магазинах читатель другой и покупатель другой. И это нормально. Каждый находит свою книгу, и книги находят своих читателей.

Нижний Новгород — город писательский?

У нас одно из самых мощных писательских сообществ в стране, это известно далеко за пределами Нижнего Новгорода. Существование двух союзов — областного и городского, по моему убеждению, только доказывает серьезность и профессионализм наших авторов.

В прошлом году мы стали издавать толстый журнал «Нижний Новгород», но с ним возникли сложности. Была предварительная договоренность, что журнал будет финансироваться пополам городом и областью. Из этих соображений даже выбиралось название для журнала — он должен был представлять наш город, формировать его имидж. Однако город не оказал нам поддержку, и тех денег, которые нам сейчас выделяются областным министерством культуры, не хватает даже на то, чтобы у нас было помещение. Мы делаем журнал на коленке — или у меня на квартире, или у шеф-редактора Андрея Иудина. При этом журнал в Москве всем очень нравится, писательское сообщество его приняло. Уже вышло шесть номеров, и у нас печатались не только ведущие нижегородские авторы, но и российская писательская элита — Глеб Горбовский, Сергей Шаргунов, Роман Сенчин, Михаил Тарковский, Герман Садулаев, Игорь Золотусский. Но удержать это глобальное дело, сохранить журнал очень тяжело.

Насколько известны и продаются нижегородские авторы?

Проблема кроется в способе книгоснабжения, вернее, в его отсутствии. В советское время была система облкниготоргов, и книжка, которая вышла в Волго-Вятском книжном издательстве в городе Горьком, продавалась и в Свердловске, и в Москве, и в Минске. А сейчас книги, выпускаемые местными издательствами, дальше «Дирижабля», Дома книги или студенческой лавки никуда не попадут. И если я хочу, чтобы мою книжку прочитали по всей стране, я должен суметь издаться в АСТ, «Эксмо», «Вече» или «РИПОЛ классик», имеющих сотни магазинов по всей стране. Человек 15 нижегородцев печатаются в центральных изданиях, но для этого нужно быть активным, быть на виду, мотаться по издательствам.

Да и в родном городе стать известным сложно. Наши авторы пишут прекрасные книги, получают литературные премии, но средства массовой информации об этом молчат. Говорить о культуре сегодня немодно, вернее, невыгодно. Но ведь культурное воспитание, духовное, патриотическое воспитание должны стоять во главе угла, если мы хотим создавать государство, а не болото.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин.

Поделиться:
Скрыть рекламу

Подарки к праздникам

Совершайте покупки от 3000 рублей, получайте гарантированные подарки и участвуйте в розыгрыше! Главный приз – сертификат на 100 000 от магазина «Роксан». Подробности на сайте. 0+

fantastika-nn.ru