16+
Журнал / ОКТЯБРЬ 2016

Нерядовые ряды

Рынок может быть цивилизованным – доказала «Столица Нижний», открыв в начале сентября торговые ряды «Жар-Птица» на Советской площади. Социальная ответственность бизнеса не ограничивается только благотворительностью и попечительством. К этому в Нижнем Новгороде уже привыкли. А вот создание новой точки притяжения для целого района, ориентированной, с одной стороны, на людей со средним достатком, а с другой – на поддержку местных товаропроизводителей, стало совершенно новым шагом и не только для одного города.

Место притяжения

Почему-то принято считать, что социальная направленность неизбежно означает скудные бюджеты, скромность форм и экономию даже в мелочах. Торговые ряды «Жар-Птицы» ломают и этот стереотип. «Столица Нижний» вложила в новый объект на Советской площади около 440 миллионов рублей. Огромные даже для коммерческого объекта средства пошли на расчистку оврага, который был раньше на месте рядов и буквально разрывал на две части территорию Советской площади, на водоотведение и перенос ливневого коллектора, на работы по благоустройству и, конечно, на само здание рынка. «Мы хотели не просто поставить “коробку”, а создать привлекательный и красивый архитектурный объект», — рассказал генеральный директор компании-застройщика «ДельтаСтрой» Андрей Тайг.

В открытии торговых рядов приняли участие руководители области и города

Здание рынка вкупе с открытым год назад ТРЦ «Жар-Птица» действительно разительно отличается от подавляющего большинства построек Советского района. «Это огромный подарок городу в плане архитектуры», — поделился впечатлениями глава города Иван Карнилин, принявший участие в открытии торговых рядов. И напомнил: «Год назад здесь были грязь и мусор». «До “Жар-Птицы” у нас не было яркого места, которое объединяло бы людей, — признался глава Советского района Денис Новиков. — Район у нас сероватый, жилой фонд в основном старый. “Жар-Птица” стала ярким пятном на теле нашего серого района».

Администрация района совместно с управляющей компанией «Жар-Птицы» уже разработала целую серию акций и для пенсионеров (а это треть от 150 тысяч жителей), и для школьников. Тем более что расположение и архитектура торговых рядов позволяют проводить большие праздники и ярмарки на прилегающей территории. Праздником стало и само открытие — с участием главы города Ивана Карнилина, заместителя губернатора Евгения Люлина, сити-менеджера Сергея Белова и других гостей.

Фермерам — зеленый свет

Внутри торговые ряды «Жар-Птица» — это всегда светлое, чистое, просторное, отапливаемое и вентилируемое помещение, это аккуратные единообразные прилавки-«островки» с прилежно разложенными на них товарами и холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, это отдельные магазинчики и кафе, где еду готовят на глазах у покупателей. Но рынок, конечно, в первую очередь «делают» те, кто на нем торгует. В общей для всех форме, с перчатками на руках, с электронными весами.

Ставку торговые ряды «Жар-Птица» делает на местных производителей. И за несколько месяцев до открытия руководство рядов объездило практически всю область и даже соседние регионы, чтобы лично познакомиться с ними, узнать, чем сегодня живут сельхозпредприятия и отдельные фермеры, пригласить их в «Жар-Птицу» и даже помочь с поиском продавцов.

Форма, перчатки, электронные весы — обязательные атрибуты продавцов

Как выяснилось, сложностей много. В большинстве своем фермерам просто некогда заниматься еще и продажами — они в прямом смысле слова работают в полях. А многим, как рассказал директор управляющей компании торговых рядов «Жар-Птица» Александр Кокович, оказывается, просто не давали торговать в Нижнем Новгороде — скупщики перепродавали их продукцию на рынках в два, а то и три раза дороже. Но у «Жар-Птицы» другой принцип: работать с производителями здесь хотят напрямую, привлекая их в том числе и низкими арендными ставками, и уже закупленным современным оборудованием, и общей для всех ветеринарной лабораторией. «К каждому производителю и фермеру у нас индивидуальный подход. Мы смотрим, какой товар — с маленькой или большой маржой. Первую неделю у нас все производители стояли бесплатно», — сказал руководитель торговых рядов Владимир Бородачев.

А как же традиционные для любого рынка бабушки с зеленью и соленьями, чей товар, по словам Владимира Бородачева, все мы любим с детства? В торговых рядах предусмотрено место и для них — здесь можно будет и продать, и купить продукты с личных приусадебных хозяйств.

Клиент всегда прав

«Мы боремся за каждого покупателя», — заявил на открытии торговых рядов Александр Кокович. Прежде всего ценой, ведь люди идут туда, где дешевле. С предпринимателями, торгующими на рынке, заранее достигнута договоренность о проведении недель распродаж, оповещать о которых будут и через СМИ, и через домоуправляющие компании и ТОСы. Александр Кокович прямо говорит, что управляющая компания будет влиять на ценовую политику продавцов, чтобы поход в «Жар-Птицу» обошелся покупателям в среднем на 30–40% дешевле, чем на другие рынки города.

Чистые, широкие проходы позволяют сделать спокойный, осознанный выбор

Принципиально новым стало и само отношение к покупателям. Это и чистота торговых рядов, и широкие проходы, где не надо толкаться, и возможность взять тележку для продуктов. Это и «уголок потребителя», где товар можно взвесить на контрольных весах, а в случае возникновения проблем — обратиться к дежурным администраторам. Если на рынке и возникнет конфликт с продавцом, решать его самому покупателю не придется — эту функцию берет на себя управляющая компания.

«Наш девиз: “Клиент всегда прав”, — заверил Александр Кокович. — У нас клиент — это и человек, который пришел совершить покупки, и оператор, который осуществляет свою деятельность на наших объектах. Я надеюсь, что все то хорошее, что сегодня мы с вами увидели, будет здесь происходить каждый день».

«Таких рынков в России сегодня единицы, — отметил Владимир Бородачев. — А может, и вообще нет».

Текст: Никита Афанасьев

Фото: Евгений Алексеев.

Сами вырастили — сами и продаем: в торговых рядах можно купить ягоды с приусадебных хозяйств

Поделиться: