16+
Журнал / ОКТЯБРЬ 2017

Артем Филатов: «Мною двигала идея возвращения домой»

В здании бывшего музея нижегородской интеллигенции, что на улице Горького, в сентябре открылась международная выставка на стыке современного искусства и краеведения «Обратно домой». Здание является объектом культурного наследия и находится в центре квартала городской деревянной усадебной застройки, который градозащитники называют «Квартал памяти» или «Квартал 1833 года». История этого места связана с именами Максима Горького, Ивана Кулибина, Владимира Ленина... О том, как вдохнуть новую жизнь в старые стены, мы побеседовали с художником, куратором выставки Артемом Филатовым.

Здание, которое пустовало три года, — это целый пласт нашей истории. Артем, как возникла идея вернуться в этот дом?

Я не единственный, кто беспокоится о судьбе здания бывшего музея нижегородской интеллигенции. Есть градозащитники, активисты, историки, и я подумал, что было бы хорошо объединить наши усилия и, с одной стороны, поговорить на какие-то близкие и интересные темы, а с другой — вдохнуть жизнь в этот объект культурного наследия.

Как в экспозиции представлены нижегородские художники?

Большинство нижегородских художников изучали понятие «дом». Об этом размышлял Яков Хорев, который сделал световую инсталляцию. Елена Топтунова воссоздала обстановку детского домика — некую первую попытку маленького человечка создать собственное пространство. Художник Антон Мороков рассуждает о том, что такое старый дом и новый, как мы иногда отрекаемся от старого, пытаясь найти новое. Андрей Дружаев собрал целый архив, в который попали артефакты, оставшиеся после переезда музея в другое пространство: картотеки, книги, фотографии, вырезки из газет, письма… «Дом с привидениями» — инсталляция Александра Лаврова, где он создал так называемого «живого» Ленина. Это связано непосредственно с историей этого дома, потому что в 1900 году Ленин сюда приезжал и обсуждал издание газеты «Искра». Как раз с этой темой работает приглашенный художник из Москвы Иван Новиков. Он решил издать вместо «Искры» газету «Вспышка», в которой вместо социальной риторики и марксистского конфликта он собрал в эту газету обсуждения, которые присутствуют в Интернете. Ему было интересно показать, как меняется общественная дискуссия в настоящее время.

В работах участников выставки — осмысление домашнего пространства, лабиринты жизни и истории, смешение прошлого и настоящего

А почему выставка называется «Обратно домой»?

Это связано с прежней экспозицией музея — здесь была своя обстановка: столы, стулья, чашки, а также кровать и зеркало. И это была не рядовая бытовая культура, а очень осмысленная и продуманная — каждая вещь лежала на своем месте и предназначалась для конкретной ситуации. И когда мы стали задумываться о выставке, я подумал, что это возвращение домой. Конечно же, мы создали выставочный проект, но он располагается в пространстве, бывшем когда-то домом, наполненным домашней культурой.

Какие мероприятия запланированы во время работы выставки?

У нас запланирована большая параллельная программа. Практически каждые выходные проводятся экскурсии по экспозиции и по всему кварталу, проходят лекции или встречи с художниками. Мы стараемся сделать все, чтобы люди ходили сюда в течение всего времени, пока открыта выставка.

Какую роль может играть подобный музей в культурном пространстве нашего города?

У меня есть очень хороший опыт: я ездил на конференцию в Берлин и там познакомился с разными людьми, которые занимаются проектами на стыке культуры и социальных отношений. В Берлине существует районы, где меньше музейных институций, чем в центре. В одном из таких районов находилась заброшенная железнодорожная станция для грузовых вагонов. Муниципалитет решил провести конкурс на реновацию этого здания под современные нужды. Выиграла организация молодых людей, которые предложили сделать урбанистический центр. Там сделали сад, детскую площадку и регулярно проводят всевозможные мероприятия. И одна из постоянных вещей, связанных с этим пространством, — это художественные резиденции. Мне это близко. Художник приезжает, изучает нижегородский контекст, работает с ним и создает материал. И это не только позволяет создать поток креативной деятельности — когда художник уезжает, он показывает проект в других странах и рассказывает о нашем городе. Это очень интересно, это шаг вперед к тому, чтобы росла туристическая привлекательность Нижнего Новгорода.

Беседовала Елена Минская

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: