Журнал / ОКТЯБРЬ 2017

Бесплатно, но не совсем задаром...

 

В знак благодарности своим волонтерам Государственный политехнический музей совместно с ведущими музеями Москвы разработал карту «Спутник», которая дает право бесплатного прохода на крупнейшие площадки и постоянные экспозиции музеев (иллюстрация предоставлена пресс-службой Политехнического музея)

Стремительно, на наших глазах, меняется место музея в обществе. Еще совсем недавно мы видели в нем в первую очередь хранилище, во вторую — место показа, в третью — источник впечатлений. Теперь же музей — место общения, рефлексии, проведения интеллектуального досуга. Музей при всей его неотменяемой самоценности приобрел в последнее время гораздо большее социальное значение: он объединяет людей вокруг тех тем, которым посвящены экспозиции и выставки. Первостепенными становятся при этом не столько предметы коллекции, разнообразные артефакты или природные диковины, сколько контексты, их объединяющие, — те общие смыслы, идеи, способы интерпретации, которые музейщики вкладывают в эти предметы. Самым интересным в таком раскладе становится как раз то, что именно музей говорит зрителю по каждому конкретному поводу, как инспирирует диалог. Такой диалог и является главным социальным продуктом музея — приучает зрителя к классификации впечатлений, формированию реакции на них, умению делать собственные выводы, в общем, учит думать. Но для того чтобы такой процесс был полноценно организован, необходим не только штат квалифицированных музейных сотрудников, но еще и довольно большое количество помощников. Кто же они?

Без волонтерской помощи не проходит ни одно масштабное событие Третьяковки (фотография предоставлена пресс-службой Государственной Третьяковской галереи)

Представьте, вы пришли в музей в какой-то не совсем обычный день — в нем очень много народу. Это может быть День музеев, или новогодние каникулы, или День открытых дверей. У входа вас встретят волонтеры. Эти люди олицетворяют музей, всем своим поведением ассоциируются с его образом. Польза для музея от их добровольной работы неоспорима. А для них самих? Волонтеры пришли в музей ненадолго, они не все знают, но уже чувствуют себя частью музейного целого. Их жизненный опыт серьезно обогащается. Культурное закулисье всегда интригует, будь то книгохранилище, запасник, костюмерная… Посмотреть, «из какого сора» собирается художественное явление, любопытно многим. Оказывается, в музее это можно сделать взаимообразно — волонтер дарит свое время и труд, музей за это открывает ему свои производственные секреты.

Волонтеры сделали клумбу «Мондриан» во дворе Арсенала (фотография предоставлена ВВФ ГЦСИ в составе РОСИЗО «Арсенал»)

В сложно и детально структурированных обществах волонтерство является очень распространенным явлением. Прежде всего среди тех, кто еще не начал или, наоборот, уже закончил свою трудовую биографию. Молодым нужен опыт, в первую очередь, профессиональный. Поэтому искусствоведы, музеологи, историки и прочие будущие дипломированные специалисты проходят через музейное волонтерство. Могут здесь пригодиться также пиарщики, дизайнеры, менеджеры, педагоги, библиотекари, архивисты. Никто не отменяет гуманитарный опыт математиков, инженеров, строителей, хотя, возможно, они выберут что-то более близкое к их последующей реализации. А вот для пенсионеров все наоборот: они могут «дореализоваться» — стать тем, кем не удалось раньше, хотя и хотелось, и узнать изнутри музейную кухню: что происходит, когда в экспозиции выключают свет; как формируется библиотека каталогов; как стать переводчиком с языка произведения на язык зрителей, то есть медиатором. Да, за эту работу не заплатят, но разве новые навыки и впечатления ничего не стоят? И, наконец, дружба человека и музея — это самая большая прибыль для обеих сторон.

Поделиться: