Журнал / ОКТЯБРЬ 2017

Необыкновенное дело

 

Р. А. Ступин. Велизарий. 1820-е гг. Собрание НГХМ

Одной из крупных частей нижегородского музейного собрания является коллекция живописи и графики художников Арзамасской школы. Появление в 1802 году первого в российской провинции частного художественного учебного заведения стало ярким событием в художественной жизни Нижегородского региона первой половины XIX века.

Основателем школы с методически сильной программой обучения был Александр Васильевич Ступин (1776–1861) — уроженец Арзамаса, окончивший Императорскую Академию художеств. В 1809 году он получил звание академика «яко первого заводителя дела еще необыкновенного». Александр Васильевич, заручившись поддержкой администрации Академии художеств, получил для будущей школы гипсовые слепки античных скульптур, гравюры, рисунки, картины, книги, которые положили начало серьезной методической работе. Школа, ставшая центром просвещения в провинциальной России под покровительством Академии и ведущих педагогов, прежде всего Александра и Рафаила Ступиных, просуществовала почти 60 лет. Из Арзамасской школы живописи вышли более 150 художников с крепкой профессиональной выучкой, многие из которых стали учителями рисования, иконописцами и академиками живописи, как В. Е. Раев, А. Д. Надеждин, В. Г. Перов. Сегодня работы ступинцев находятся во многих музеях России.

Н. Е. Рачков. Девочка с ягодами.1879. Собрание НГХМ

Большинство произведений художников Арзамасской школы относится к жанру портрета. Именно в этом жанре созданы наиболее значительные и интересные работы. Сочетание традиционности и новизны, репрезентативности, смелых композиционных и стилистических решений отличает портреты ступинцев из собрания НГХМ. Среди первых выпускников — мастеров портрета был крепостной Иван Горбунов. После окончания Арзамасской школы он учился в Императорской Академии художеств, затем жил и работал в Лыскове.

Один из лучших портретов художника — двойной портрет «Бабушка с внучкой», изображающий нижегородскую помещицу Е. И. Глебову с двоюродной внучкой Е. П. Жедринской. Особое очарование и выразительность образу придают органично использованные автором приемы академического мастерства и элементов «наивного реализма».

Следование образцам академической классики, эстетическому и сюжетному канону живописи в преподавании было очень важно для основателя школы Александра Ступина. В то же время в 1820‑е годы его сыном — живописцем, теоретиком искусства и педагогом школы Рафаилом Ступиным были заложены новые творческие подходы и формальные эксперименты в сфере обучения. Уже в 1830‑е годы появление художественных центров с участием бывших учеников Арзамасской школы живописи, их творческий опыт стали последовательно воплощаться в столицах и провинциях.

И. М. Горбунов. Бабушка с внучкой. 1831. Собрание НГХМ

Самобытность, стилистическое своеобразие и высокий художественный уровень произведений ступинцев — это яркое художественное явление и часть национальной культуры России. И сегодня «…вспомните и обо мне грешном, что я трудился в Арзамасской школе для образования беспомощных вас в глуши с малыми способами. Забыл собственные житейские выгоды свои, из одного человеколюбивого сострадания, и первый дал хотя немногим в живописи методическое наставление, за что вашими успехами и был награжден…» (Р. А. Ступин).

Поделиться: