Журнал / СЕНТЯБРЬ 2014

На пороге сентября

Ирина Тарасова, директор департамента образования администрации Нижнего Новгорода

Подошел к концу последний месяц лета, а с ним завершилась и традиционная подготовка образовательных учреждений к новому учебному году. С какими изменениями подошла к 1 сентября образовательная система Нижнего Новгорода, что ожидает учеников и их родителей — об этом мы говорили с директором департамента образования администрации Нижнего Новгорода Ириной Тарасовой.

Ирина Борисовна, каковы итоги прошедшей подготовки образовательных учреждений Нижнего Новгорода к началу нового учебного года?

До 14 августа согласно постановлению Правительства РФ и приказу Министерства образования во всех школах Нижнего Новгорода завершились подготовительные мероприятия, межведомственные комиссии провели их приемку. Я очень благодарна своим коллегам в районных управлениях, главам администраций районов города, директорам школ за то, что все мероприятия в рамках подготовки образовательных учреждений к учебному году были грамотно спланированы, вовремя проведены и все 185 школ города были сданы в срок.

Новых школ в этом году не построено, поскольку вот уже третий год подряд приоритетным направлением  в работе администрации и городской Думы является строительство дошкольных образовательных учреждений. Однако мы провели серьезный анализ того, как используются школьные помещения, чтобы сократить количество классов, работающих во вторую смену. С одной стороны, это помогло оптимизировать работу школ с сентября, а с другой – позволило определить, какое число школ и в каких микрорайонах необходимо будет построить в ближайшем будущем. Безусловно, в первую очередь это те микрорайоны, в которых сегодня идет активное строительство жилья.

По предварительному комплектованию 109 212 детей должны прийти в школы Нижнего Новгорода 1 сентября. Из них 11 625 – это первоклассники. Как правило, эти цифры уточняются во время перекличек в школах, которые проходят в последние дни августа. И в первую неделю сентября все списки выверяются окончательно. Именно эти, итоговые данные нам необходимы, чтобы рассчитать бюджет на 2015 год.

Кабинет начальной школы, оснащенный персональными компьютерами. Школа №48, Приокский район

Что будет в этом учебном году новым с точки зрения содержания?

С этого года новые Федеральные государственные образовательные стандарты внедрены уже в четвертом классе, то есть вся начальная школа в нашей стране теперь учится по-новому.  Это значит, что у каждого класса есть отдельный кабинет, оборудованный с учетом всех новейших требований: интерактивная доска, автоматизированное рабочее место учителя, полный комплект учебников и всех методических материалов, которые необходимы для осуществления учебного процесса.

Что касается изменений для старшеклассников, то в этом году ребята выпускных классов будут сдавать русский язык и литературу не только в форме ЕГЭ, но и в форме сочинения. Также согласно последним изменениям при поступлении в высшие учебные заведения будет учитываться средний балл аттестата. Для учащихся 11-х классов это станет стимулом уделять внимание подготовке не только по тем предметам, которые необходимы им при поступлении, но и следить за успеваемостью по всей школьной программе.

Особо отмечу, что подписанный  Президентом Российской Федерации указ о возрождении норм физической подготовки ГТО внесет свои изменения в организацию учебного процесса. Так, будут конкретизированы требования к тем знаниям, умениям и навыкам, которые должны получить ребята на уроках физкультуры, безусловно, в соответствии с их возрастом и физическими возможностями. В любом случае усиливаются требования к физической подготовке, а значит, будет уделяться большее внимание сохранению и укреплению здоровья детей. Неслучайно практически во всех школах города есть третий час физкультуры в неделю. Сегодня школы открыты для сотрудничества, и многие спортивные организации и объединения оказывают образовательным учреждениям серьезную помощь. Так, с этого года в 21-й нижегородской школе третий час физкультуры будет посвящен занятиям большим теннисом. Федерация большого тенниса Нижнего Новгорода поставила в эти школы необходимый спортивный инвентарь по одному класс-комплекту, для того чтобы дети могли заниматься этим видом спорта. Школьные учителя физической культуры прошли специальное обучение. По-моему, это очень хороший проект, ведь большой теннис — это особый вид спорта, который развивает логическое мышление, координацию и пластику.

Оснащение тренажерного зала в школе №186. Советский район

Такое сотрудничество возможно в нашем городе и по другим видам спорта?

Конечно, перспективы есть. Еще три года назад при содействии Благотворительного фонда Александра Скворцова в городе стартовал очень хороший проект по созданию школьных хоккейных команд. В прошлом учебном году было создано 32 хоккейные команды, в этом году их число увеличится.

Наверное, это только на пользу самим урокам физкультуры, которые зачастую проходили однообразно и не пользовались, если так можно сказать, популярностью у школьников – возникало желание их «проболеть».

Вы совершенно правы. Когда проходит урок физической культуры, зачастую от восьми до 12 человек по разным причинам болеют, сидят на запасной скамейке, уходят в читальный зал. Когда же проходят подобные специализированные занятия, все болезни куда-то пропадают, и освобожденных ребятишек практически не остается.

Также добавлю, что мы продолжаем работать над реализацией федеральной программы «Цифровая школа». Мы приветствуем работу директоров, у которых управление образовательным учреждением переведено на новые интерактивные технологии. Сегодня стало совершенно нормальным автоматизированное рабочее место учителя. По последним данным, у нас в городе на один компьютер приходится 9,7 ученика. Это стало возможно буквально за последние несколько лет. Но дело не только в чистой арифметике — виртуальное общение как средство экономии времени и средств сегодня все более активно приходит в жизнь школы. Например, появились персональные сайты учителей — в Нижнем Новгороде их уже более тысячи. Появились сайты методических объединений как школ, так и районов. А это значит, что идет постоянный обмен опытом. Появились сайты классных коллективов – их пока не очень много – всего 420 было на конец прошлого учебного года. Но если год назад мы говорили лишь о 21 сайте, то вы сами можете оценить динамику.

Также в этом учебном году у нас будет продолжаться работа в рамках реализации проекта Натальи Водяновой «Обнаженные сердца» — для ребят с ограниченными возможностями это целый комплекс мероприятий по изменению их жизни. Прежде всего это их приход в школу: сегодня в 32 школах города созданы условия для того, чтобы ребята с ограниченными возможностями могли передвигаться на коляске, пользоваться туалетом, посещать столовую, читальный зал и т. д. И в этом году выделены дополнительные федеральные средства на оборудование всем необходимым еще девяти школ Нижнего Новгорода.

Как обстоит ситуация с вводом новых детских садов?

Мы можем говорить о большой степени готовности детского сада на улице Рубинчика в Сормовском районе, двух садов в Автозаводском районе, детсада в жилом комплексе «Цветы» Приокского района, а также на улице Генерала Макарова в Ленинском районе. Строительство этих объектов должно быть завершено к концу финансового года. Кроме того, мы до конца укомплектуем те садики, которые у нас уже были сданы, но наступило лето, и большая часть родителей, имеющих путевки в детские сады, детей пока туда не отдавали. Это, например, садики № 58 и 39 в Нижегородском районе.

Мы планируем, что на 1 января 2015 года малыши в возрасте от трех до семи лет будут полностью обеспечены местами в детских садах и очередность будет ликвидирована.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, предоставлены департаментом образования администрации Нижнего Новгорода

Поделиться: