16+
Журнал / СЕНТЯБРЬ 2015

Федор Селезнёв: «У нас древние традиции самоуправления»

Федор Александрович, городская Дума Нижнего Новгорода ведет свое начало с 1787 года, однако этому предшествовала долгая история.

Русские города имели древние традиции самоуправления. Сначала их жители решали общие дела на вече, а при Иване Грозном были созданы постоянные органы местной власти — земские избы. Земская изба — прямая предшественница городской Думы. Избиралась она посадскими людьми, жившими в посаде — торгово‑промышленном поселении за стенами городской крепости. В Нижнем Новгороде имелось два посада: Верхний — в районе современной площади Минина и Пожарского и Нижний — там, где ныне располагается улица Рождественская. Первое упоминание о нижегородских земских старостах, возглавлявших земские избы, содержится в грамоте, датированной 1566 годом. Земские старосты и прочие должностные лица каждый год определялись на сходе посадской общины, или «мира». Выборы происходили с наступлением новолетия — 1 сентября. Земские должности не оплачивались, а сил и времени отнимали много, так что занимали их не всегда охотно. Однако были люди, которые, не жалея сил, отдавались общественному служению. Самым известным из них, безусловно, является Козьма Минин. Так что нижегородскому самоуправлению есть кем гордиться и есть с кого брать пример.

Как городская реформа 1870 года повлияла на работу Думы Нижнего Новгорода?

Екатерина II, создав городские Думы и возложив на них много обязанностей, не позволила городским властям вводить налоги на содержание местного хозяйства. Городская казна должна была пополняться только путем сдачи в аренду муниципальной собственности или за счет такого ненадежного источника, как «добровольные складки». Денег хронически не хватало. Александр II в ходе городской реформы 1870 года предоставил городскому самоуправлению широкие финансовые полномочия и тем самым поставил его на ноги. Городские думы получили право брать налоги с недвижимости, торгово‑промышленных заведений, а также с купеческих и промысловых свидетельств — нынешних лицензий, а также распоряжаться полученными средствами. В результате Нижний Новгород заметно благоустроился, обзавелся электрической станцией, городским театром, трамваем, пекарней, скотобойней.

По мысли авторов реформы, тратить городские деньги должны были представители тех, с кого эти средства собраны, поэтому избирательные права получили только налогоплательщики, то есть владельцы недвижимости и предприниматели. Естественно, в городе они составляли меньшинство. Так, в начале ХХ века в Нижнем Новгороде избирательные права имели примерно полторы тысячи человек из ста тысяч жителей.

И они избирали 40 депутатов Думы. Но зато тут уже ничего не подмухлюешь — каждый избиратель в специальной записке писал, кого он хочет видеть в Думе, или же получал шары для голосования. Тогда каждый голос был, как говорится, на виду.

Как складывались отношения губернатора с городскими думами и земствами?

Губернатор не имел отношения к формированию местных бюджетов или к хозяйственным делам. Этим занимались городские Думы и земства в сельской местности, а губернатор как представитель центральной власти за ними надзирал. Городская «контрреформа» Александра III 1892 года внесла изменения. Был создан специальный орган — губернское по земским и городским делам присутствие, которое могло проводить финансовые проверки местного самоуправления. Но поскольку в это присутствие по должности входили губернатор, городской голова, председатель губернского земства, прокурор и прочие высшие должностные лица, спорные вопросы решались, как правило, коллегиально.

Борьба постоянно шла между городом и земствами. Например, Нижегородская ярмарка располагалась на территории Балахнинского уезда, и налоги шли туда. И это притом что Нижний принимал на себя всю нагрузку по приему транспорта и гостей, увеличивающих население города во время прохождения ярмарки в пять раз. Понятно, что город был постоянно недоволен этим, а земство — наоборот.

Как избирался городской голова?

Городской голова избирался гласными (сегодняшними депутатами) городской Думы из их числа. А гласные должны были иметь в Нижнем Новгороде или недвижимость, или бизнес, поэтому все они либо родились в городе, либо крепко в нем обосновались. Именно они как никто другой были заинтересованы в том, чтобы город, в котором они вели деловую активность, которому отчисляли налоги, процветал.

Городская управа — это предшественница нынешней администрации города?

Да, городская Дума избирала исполнительный орган власти — городскую управу, которой надлежало следить за исполнением бюджета и распоряжений Думы. Управа — это помощники городского головы, его заместители, курирующие деятельность различных отделений — строительного, оценочного и так далее. Таких помощников в нашем городе было шесть. Управа нанимала городских служащих — делопроизводителей, бухгалтеров, учителей, врачей, трамвайных служащих…

Возглавлял управу и Думу один и тот же человек — городской голова, который полностью нес ответственность за положение дел в городе. И хотя управу избирала Дума, вместе с профессионализмом и личными качествами помощников гласные учитывали и мнение городского головы, которому нужно было бок о бок со своими заместителями работать на благо города.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Евгения Грачева.

Поделиться: