Журнал / СЕНТЯБРЬ 2016

Тихая жизнь

Иван Фомич Хруцкий (1810–1885). Натюрморт со свечой. Конец 1830-х гг. Собрание НГХМ

Осень. Сочные яблоки в корзине, белыми бликами играет виноград, долька лимона купается в прозрачном стакане с водой, «фирменный» керамический кувшин красуется рельефным боком, горящая свеча в бронзовом подсвечнике окутывает «героев» теплым таинственным светом. Предметы и плоды словно рассказывают нам свою историю, непременно связанную со временем года, человеком — хозяином стола, особенностями жизненного уклада, социального положения и образа жизни владельца, и удивляют своей красотой. Все здесь направлено на поиски выразительности, свойственной неодушевленным предметам. Показанные крупным планом, словно выхваченные из окружения человека, они живут в пространстве картины, превращающем их в символы. Горящая свеча, например, обозначает быстротечное время, размышления над смыслом человеческой жизни, лимон — символ неутоленной жажды, зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие и благосостояние.

Чем же так завораживает натюрморт? В музее мы с любопытством разглядываем вещи, изображенные на картине, которые практически не замечаем в жизни, проходя мимо. Созерцая натюрморт, внимательный зритель видит богатство форм и красок, гармонию цвета и пластики, выразительность композиции из сорванных цветов и плодов, игру света и тени, красоту различных фактур, восхищаясь блестящим мастерством исполнения.

Виллем Фергюсон (1633–1695). Натюрморт. Битая дичь. Конец XVII в. Голландия. Собрание НГХМ

Натюрморт как новый самостоятельный жанр с широким тематическим диапазоном возник в XVII веке в Европе в творчестве фламандских и голландских художников. Как только не называли изображение неодушевленных предметов на холсте в европейской живописи: от stilleben — «тихая жизнь», vanitas — «пустота, суетность», memento mori — «помни о смерти» до tromplei — иллюзия точная, «обманка». Позднее этот жанр получил название «натюрморт», в переводе с французского означающий «мертвая природа».

Первые русские натюрморты в виде «обманок» с натуралистической передачей фактуры, формы и объема предметов появились в России в XVIII веке. Практически до конца XIX столетия натюрморты рассматривались скорее как учебные постановки, имели статус второстепенного, «низшего» или «малого» жанра. Начало XX столетия — расцвет русского натюрморта, когда разнообразные по технике, манере, приемам, стилистике и темам полотна отражали особенности и эстетику современного искусства.

В экспозиции художественного музея натюрморт — редкий жанр. Один из лучших — «Натюрморт со свечой» Ивана Хруцкого, известного художника русской академической школы, который вошел в историю искусства своими картинами, изображающими «тихую жизнь». Академическое направление сочетало крепкий натурализм с некоторой идеализацией в изображении плодов, букетов, бытовых предметов.

Мартирос Сергеевич Сарьян (1880–1972). Натюрморт. Синий кувшин. 1910. Собрание НГХМ

Конечно, многое из того, что свойственно другим жанрам, натюрморту недоступно, но на протяжении многих столетий художники пытаются выразить свое понимание мира через изображение различных предметов. Натюрморт приглашает зрителя в этот мир, дает возможность оглянуться, заметить необычное в самом простом и привычном, заставляя взглянуть на окружающий мир иначе.

Поделиться: