Журнал / СЕНТЯБРЬ 2017

Портрет старого города

Л. П. Бишебуа (Bichebois) (1801–1850). Вид Нижнего Новгорода и ярмарки. Цветная литография. Собрание НГХМ. Фрагмент

Взгляд на Нижний Новгород XIX века с высокого берега Оки дает возможность увидеть панораму нижней части города и ярмарки с их многочисленными храмами. Сегодня от первоначальной архитектуры ярмарки сохранился Спасский Староярмарочный собор, построенный по проекту архитектора Огюста Монферрана в 1818–1822 годах. Он был первым культовым сооружением на территории Нижегородской ярмарки, его можно разглядеть на гравюре известного французского пейзажиста и литографа Бишебуа. Собора Александра Невского еще нет, разрешение о возведении второго крупного храма будет получено только в 1856 году. Неказистые деревянные строения, размещенные на первом плане, кажется, нисколько не портят общей городской картины, напротив, они мирно уживаются со строгими кирпичными белеными зданиями, многочисленными речными судами, которые заставляют вглядеться в необъятные заволжские дали с убегающими к горизонту извилистыми водными лентами и Стрелку, где кипит бурная жизнь.

А. М. Каманин (1905–1989). Город Горький в феврале. 1946. Холст, масло. Собрание НГХМ. Фрагмент

Особенностью живописи молодого художника-пейзажиста Петра Верещагина стало пристальное внимание к видам исконно русских городов, в том числе Нижнего Новгорода. Он стал одним из первых ландшафтных живописцев, отказавшихся писать итальянские виды, сумевшим увидеть своеобразие русской природы и архитектуры. Петр Петрович много путешествовал по России. Изображение колоритной многолюдной жизни горожан на фоне архитектурных построек стало его визитной карточкой. В пейзажной живописи художники академического направления стремились прежде всего к созданию идеального и, следовательно, красивого изображения природы или города, хотя точность передачи изображаемого имела для них не последнее значение. В своем «Нижнем Новгороде» 1865 года (кстати, созданном сразу после окончания Императорской Академии художеств) Верещагин сумел донести самобытность русской провинции, делая акцент на жанровой стороне картины с мельчайшими подробностями и безупречной перспективой — в центре внимания художника оказываются рыночные площади в праздничные дни, архитектура, городской люд. Благодаря жанровым «вкраплениям» написанные по всем канонам традиционные академические пейзажи Верещагина приобрели особый неповторимый колорит.

П. П. Верещагин (1834–1886). Нижний Новгород. 1865. Холст, масло. Собрание НГХМ

В 1946 году в музей поступило полотно «Город Горький в феврале» Александра Каманина — известного горьковского художника, участника Великой Отечественной войны, народного художника России, мастера реалистического пейзажа, который всегда писал то, «что сердцу мило», воссоздавая любимые уголки родного города. Вид с Откоса на зимний город, лишенный ярких красок, построен на гармонии голубовато-серых и коричневатых тонов. Городская поэзия приобретает здесь особенно острое звучание. Картина наполнена проникновенным чувством любви и грусти, в скромности сюжета заключено утонченное лирическое переживание, погружение в обычное и повседневное.

В живописных картинах прошлого нам открывается скромное очарование провинциального городка с характерными строениями, особая прелесть тихих улочек, пойманная и запечатленная художником сценка повседневной жизни — все, что создает типичный, но в то же время неповторимый колорит города, уникальную поэтику старого Нижнего, образ места.

Поделиться: