16+
Новости
21.08.2014, 18:55 Общество

От культа к культуре: Выставка «Вне канона» открылась в Нижегородском художественном музее

От культа к культуре: Выставка «Вне канона» открылась в Нижегородском художественном музее

Культура начинается тогда, когда заканчивается культ, считал ученый и богослов Павел Флоренский. Именно современному соотношению культуры, искусства и культа в виде религии посвящена выставка «Вне канона», открывшаяся сегодня в Нижегородском государственном художественном музее.

Экспозиция, подготовленная сотрудниками Государственного музейно-выставочного центра «Росизо» и представленная в Москве еще в 2013 году, состоит из 54 произведений 16 московских авторов. Кроме того, выставка восхищает тем, как в ее пространстве органично объединены разные виды искусства: живопись, скульптура, инсталляция, работа с деревом и металлом.

Тема сакрального всегда была интересна миру культуры. И дело не столько в искусстве иконописи и умении сохранить и применить традиции в изображении святых, сколько в творческом переосмыслении темы религии, в поиске нового иконографического языка и образа, созвучного сегодняшнему творцу, художнику. Искусствоведы считают, что тема сакрального, несмотря на пристальное внимание художников, бывает очень опасна для творцов, особенно для тех, кто пишет святых и на христианские темы, ориентируясь на социальный заказ или моду. «Эта тема появляется еще в советские годы, а именно в 1980-90-е, с освобождением общества от идеологического давления. Получив свободу творчества, многие художники обращаются к теме сакрального. Многие работы, созданные недавно, задумывались еще в 1990-е», — отмечает куратор выставки Мария Терехова.

Конечно, каждый автор интерпретирует тему сакрального по-своему. Организаторы выставки так выстроили экспозицию, что зритель без труда может выделить некие знаки, символы, которые характерны для произведений определенного зала. Так, в «комнате жеста» во всех архитектурных и живописных композициях можно увидеть Христа или человека, жестом общающегося с другими персонажами. «По жестам, изображенным на иконе, всегда можно понять, что происходит. Современные художники переносят эту традицию в свое творчество. Здесь мы это видим на работах Валерия Харитонова и Виктора Калинина», — рассказывает Мария Терехова. В другом зале, получившей условное название «комната примитива», можно увидеть живописные работы Оксаны Кривоноговой и Ирины Старженецкой. Картины обеих художниц отличаются отсутствием четко прописанных ликов святых, обозначением границ и силуэтов крупными и размытыми штрихами. Однако если Кривоногова обращается к нежным, пастельным оттенкам, то Старженецкая смело выносит в центр черный, синий и красный цвет, намеренно уходя от привычного «золота».

Особая манера изображения у Ирины Зарон: ее картины словно вылеплены из земли, так много в них бежевого и терракотового цвета. Кроме того, ее персонажи обрисованы максимально схематично. Автор намеренно играет со зрителем на угадывание героя или сюжета, а возможно, делает упор на создание общего впечатления от цвета, света и неясности изображенного.

На первый взгляд инсталляция Гора Чахала со сложным названием «Проблема этико-эстетического детерминизма» никак не соотносится с заявленной темой выставки. На сене стоит условная фигура «овцеволка» без кожи, выполненная методом 3D-печати и хромированная до зеркального блеска. Вся эта фигура состоит из множества зеркальных граней. Напротив него в разных местах выложены шкуры волка и овцы. По замыслу автора, посетитель, отражаясь в зеркальных гранях «овцеволка», делает свой «шкурный» выбор, кем быть: агнцем или хищником. По мнению Марии Тереховой, нравственный выбор всегда был в основе христианства, потому инсталляция Гора Чахала вполне органично вошла в экспозицию «Вне канона».

Восхищает большой зал, в котором размещен полиптих Натальи Нестеровой под названием «Тайная вечеря». Автор посчитала, что каждый апостол и Христос достойны быть нарисованными на отдельном полотне. В центре зала, на дальней стене, расположена картина с Христом, по бокам от него сидят апостолы, композиции с ними размещены в ряд по шесть на каждой стене. Интересно, что перед каждым героем стоит чаша с вином, над ними порхают белые голуби как воплощение души и святости, над головой каждого нимб. При этом полиптих вызвал интерес у посетителей не только масштабностью поставленной задачи и ее мастерским воплощением, но и тем, что нигде на картинах нет указания на то, кто из апостолов Иуда.

Кстати, перед картиной с Иисусом Христом размещена скульптура из папье-маше в виде Библии, выполненная Лидией Шульгиной. Из раскрытой книги буквально выходит множество персонажей. Библия в воображении автора не священный текст, не миф, а живая история живых людей.

«Поход на такую выставку — мероприятие не развлекательное, — считает искусствовед Наталья Соколова. — Это возможность неторопливо порассуждать, подумать над содержанием полотен и скульптурных произведений, познакомиться с московскими скульпторами. Такой шанс редко выпадает нижегородцам. Для этой выставки отобраны удивительно глубокие авторы, идеи которых просятся на полотно. Наталья Нестерова, Лазарь Гадаев, Лидия Шульгина — мэтры современного искусства, и их произведения глубокие, содержательные, заставляющие думать».

Кстати, несмотря на то, что в церкви выставляются иконы, написанные в иконографической традиции, сегодня в некоторых храмах можно увидеть композиции, созданные современными художниками. Например, каменные рельефы скульптора Александра Комелина можно увидеть в православных храмах Москвы и Тарусы. А нижегородцы могут полюбоваться на работы художника в залах художественного музея. Выставка «Вне канона» открыта для посещения до 21 сентября 2014 года.

Фоторепортаж с открытия выставки «Вне канона».

Текст: Светлана Чернова.

Фото: Роман Бородин.