16+
Новости
17.04.2018, 17:47 12+ Культура

Искусство высшей пробы: о балете Л. Минкуса «Дон Кихот» в Нижегородском театре оперы и балета

Искусство высшей пробы: о балете Л. Минкуса «Дон Кихот» в Нижегородском театре оперы и балетаСцена из балета «Дон Кихот»

Большинство из ставящихся сегодня драматических, пластических, музыкальных, танцевальных спектаклей посвящены теме любви. Кажется, почти не осталось нюансов этого глубокого чувства, которые не были бы отражены в какой-либо драме, балете, опере, пантомиме… Потому современные режиссеры находятся в постоянном поиске нестандартных интерпретаций популярных сюжетов, новых выразительных средств и способов взаимодействия с аудиторией.

Тем ценнее сценические произведения, которые, обращаясь к вечной теме в искусстве и известным текстам, становятся оригинальным высказыванием автора. К таким можно отнести и недавнюю премьеру Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина — балет Л. Минкуса «Дон Кихот» в сценической и хореографической редакции балетмейстера-постановщика заслуженного артиста РСФСР Юрия Ветрова.

Стоит отметить, что он не впервые работает с нижегородской труппой: здесь балетмейстер ставил «Жизель» А. Адана и «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Именно понимание возможностей труппы позволило Юрию Ветрову в сотрудничестве с дирижером-постановщиком Ренатом Жиганшиным, художником-постановщиком Евгением Спекторовым и ассистентом балетмейстера Марией Быловой создать яркий, удивительный, раскрывающий мастерство солистов и музыкантов спектакль.

Сцена из балета «Дон Кихот»Сцена из балета «Дон Кихот»

Для самого Юрия Ветрова история любви Китри и цирюльника Базиля (именно эта сюжетная линия из романа М. Сервантеса становится главной в танцевальном спектакле) — важная веха в биографии: он исполнял в «Дон Кихоте» партии заглавного героя и Гамаша, богатого дворянина, за которого родители Китри безуспешно пытаются сосватать непокорную дочь. Потому взгляд балетмейстера на эту постановку интересен: зная спектакль изнутри и используя в качестве основы хореографию М. Петипа и А. Горского, он внес ряд существенных именно для своей версии изменений. В частности, в балете появляется новый персонаж — Трактирщица, мать Китри. В большинстве сцен она стоит за спиной мужа, поддакивая Лоренцо, разделяя с ним гнев, вызванный своенравием дочери. Лишь в последней сцене-параде артистов режиссер «дает ей слово», и Трактирщица с упоением поучает половником мужа, Гамаша и Санчо Пансу. Этот второстепенный персонаж, пусть и не выписанный объемно, позволяет сделать более яркой картину жизни в Испании конца XVI века, разнообразить эмоциональную палитру спектакля и чуть более полно узнать о семье главной героини.

Сцена из балета «Дон Кихот»Сцена из балета «Дон Кихот»

Кроме того, Юрий Ветров отказался от миманса — мимического ансамбля, артистов, которые задействованы в массовых сценах спектакля.

По-новому был проработан образ Дон Кихота. Этого персонажа, главного в романе Сервантеса и второстепенного в балете Л. Минкуса, каждый балетмейстер вместе с артистами воплощает на сцене по-своему. Кто-то предпочитает видеть в герое безумца, не понимающего, что реально, а что — плод его воображения. В других спектаклях Дон Кихот предстает благородным мечтателем и чудаком, который, упорно следуя своей идее, добивается поставленных целей, воплощает мечту в жизнь. Некоторые балетмейстеры и вовсе завершают балет смертью Дон Кихота. В спектакле Юрия Ветрова, как и в романе Сервантеса, рыцарь печального образа в борьбе со злом, с несправедливостью мира отстаивает собственные идеалы, видит в любви высшую ценность, потому и помогает Базилю и Китри быть вместе, несмотря на проделки трактирщика и его жены.

Сцена из балета «Дон Кихот»Сцена из балета «Дон Кихот»

Мечтателя, рыцаря, готового сразиться с любыми чудовищами, лишь бы спасти привидевшуюся ему Дульцинею, оттеняет образ его оруженосца Санчо Пансы, выстроенный с опорой на приемы народного, площадного театра. Дон Кихот, верный своим идеалам, и Санчо Панса, приворовывающий при случае рыбу и не стесняющийся пародировать рыцаря прямо за его спиной, кажется, противопоставлены друг другу. В то же время их дуэт смотрится органично, сцены, где появляются эти персонажи, вызывают снисходительный смех: нельзя высокие идеалы принимать настолько близко к сердцу, иначе можно и за сумасшедшего сойти, но и заботиться только о том, как набить живот, отнюдь не лучше. Оруженосец в спектакле оказывается карикатурой на своего господина, усиливая комизм его поведения на сцене.

Дон Кихот - Павел Смаев, Санчо Панса - Максим МаловДон Кихот - Павел Смаев, Санчо Панса - Максим Малов

«Дон Кихот» — хореографически сложное балетное произведение. Например, партия Китри предполагает, что солистка появляется в большинстве сцен, а значит, несет большую физическую нагрузку, сопряженную с технически выверенной подачей танцевального материала и тщательной эмоциональной проработкой образа.

Героиня Татьяны Пельмеговой умеет и флиртовать, и хитрить, и быть верной возлюбленному. Чего стоит первая сцена, в которой Китри и Базиль появляются вместе! Несмелая Китри хочет внимания возлюбленного и одновременно избегает его, улыбается, когда Базиль смотрит на нее, кокетничает, но тут же отвергает, становится неприступной. Эта игра чувствами, веселое кокетство, легкомысленность и лукавство безупречно переданы в движении: Татьяна Пельмегова и Андрей Орлов, сыгравший в спектакле Базиля, эмоционально точно передали состояние своих героев, то замедляясь в танце, придавая мягкость и плавность каждому движению, то, напротив, используя быстрый ритм. Китри в исполнении артистки получилась яркой, воздушной, грациозной. В героине Татьяны Пельмеговой уживаются строптивый нрав и хрупкость, хитрость и простодушие. Все эти мельчайшие детали образа солистка смогла передать пластически.

Китри - Татьяна Пельмегова, Базиль - Андрей ОрловКитри - Татьяна Пельмегова, Базиль - Андрей Орлов

Па-де-де, в которых танцуют Татьяна Пельмегова и Андрей Орлов, всегда насыщены сложными техническими элементами. Например, в последнем действии исполнительница партии Китри показывает 32 фуэте.

Андрей Орлов, мечтавший сыграть Базиля, сделал своего героя обаятельным, внеся в образ долю юмора. Пылкий, увлеченный Базиль готов на любые подвиги ради Китри, даже на мнимое самоубийство, что, впрочем, не мешает ему, притворно мертвому, продолжать обнимать любимую и тянуться к ней за очередным поцелуем. Артист в очередной раз продемонстрировал, как в одном образе можно совместить глубокую проработку характера героя и техничность исполнения партии.

Базиль - Андрей ОрловБазиль - Андрей Орлов

Дуэт Пельмеговой и Орлова еще со времени выхода балета «Спартак» гарантирует, что на сцене можно не только увидеть эффектную, эмоционально насыщенную историю, но и насладиться поразительными поддержками, вращениями, дорожками шагов. Все это есть и в «Дон Кихоте». Кажется, что каждая сцена будто проверяет солистов балета на стойкость, выносливость, и в результате проявляет их мастерство в исполнении сложнейших адажио и вариаций.

Китри и БазильКитри и Базиль

То же самое можно сказать и о других партиях. В исполнении Руслана Абдрахимова мы видим грациозного тореадора Эспаду. Александра Зрелова в роли уличной танцовщицы демонстрирует мастерство в прыжковых танцах и мельчайших, детальных движениях в вариации с кубками. Алина Матвеева, сыгравшая танцовщицу фламенко Мерседес, поражает удивительной гибкостью, а пластичная, тонкая, воздушная Татьяна Казанова достоверно передала образ Амура.

Театр марионеток из балета «Дон Кихот»Театр марионеток из балета «Дон Кихот»

Тщательная проработка образов дополняется оригинальным мизансценированием. Так, в сцене появления на площади Дон Кихота и Санчо Пансы действие разделяется на два плана: зрителю предлагается посмотреть, как девушки играют с оруженосцем в жмурки, а рыцарь тем временем ведет беседу с трактирщиком Лоренцо и Гамашем. Такое расположение артистов, отличное от привычной расстановки солистов в центре сцены, дает спектаклю дополнительное движение, придает динамику второстепенным сюжетным линиям и в целом оживляет академический балет.

Сцена из балета «Дон Кихот»Сцена из балета «Дон Кихот»

Нестандартную сценографию и костюмы придумал художник-постановщик Евгений Спекторов. Здесь и интермедийный занавес с иллюстрацией Гюстава Доре к роману Сервантеса, и объемные декорации в виде цветов на кулисах, и задник, представляющий собой вид на горную Испанию. Лишь раз задник меняется, когда действие переносится в волшебное царство дриад — холодные, светло-голубые колонны обрамляют будто замерзший фонтан. Переливающееся серебро декораций создает эффект объема, и зритель будто попадает в покои Снежной Королевы.

Сцена из балета «Дон Кихот». Царство дриадСцена из балета «Дон Кихот». Царство дриад

Яркие, насыщенные цвета декораций поддержаны в костюмах артистов. Те или иные группы танцовщиков объединены с помощью цветовой гаммы: Китри и ее подруги предстают в плятьях черного, оранжевого и красного оттенков, неуклюжий и нерасторопный сноб Гамаш выглядит этаким попугаем в фиолетово-зеленом наряде, дриады одеты в бело-голубые одежды, одеяние тореадора и его группы построено на контрасте белого, черного и красного.

Сцена из балета «Дон Кихот». Гамаш, богатый дворянинСцена из балета «Дон Кихот». Гамаш, богатый дворянин - Артем Зрелов, Китри - Юлия Ануфриева

Красочный, праздничный спектакль, кажется, создан для того, чтобы передать всевозможные нюансы любви. В «Дон Кихоте» это чувство представлено множеством разновидностей: флирт, игра Китри и Базиля, пылкость, страсть, с которой танцуют тореадор Эспада и уличная танцовщица, любовь-мечта, преклонение перед дамой сердца Дон Кихота — все эти музыкальные темы поддержаны хореографически различными жанрами испанских народных танцев.

Балет Л. Минкуса «Дон Кихот» в постановке Юрия Ветрова стал настоящим гимном жизни, радости и любви. Без сомнения, этот спектакль, нашедший отклик у зрителя и заменивший прежнего «Дон Кихота», который шел в театре более 25 лет, ждет столь же долгая жизнь на нижегородской сцене.

Текст: Светлана Чернова. Фото: Ирина Гладунко, предоставлены Нижегородским государственным академическим театром оперы и балета имени А.С. Пушкина.

Поделиться: