16+
Журнал / АПРЕЛЬ 2013

Дмитрий Коновалов

В Нижнем Новгороде Дмитрий Коновалов, родившийся в украинском городе Винница, по его же словам оказался случайно. Однако предложение занять должность директора театра «Комедiя», которое он получил в 1999 году, иначе как закономерностью не назовешь.

Самый сложный труд во всей истории человечества — труд творческий. Если творчество, конечно, можно назвать трудом. Управлять творческим трудом еще сложнее. Законы менеджмента в то время, когда я учился, гласили, что методика управления производством и творческим учреждением одна и та же, а специфика разная. В последние годы творчество стоит особняком, и это правильно. Когда вы смотрите на портрет Моны Лизы, на ум приходят эпитеты «потрясающая», «восхитительная», но вы никогда не скажете: «Картина соответствует стандарту ГОСТ».

О театральном искусстве

— Театр — наивысший вид искусства, и не потому, что я работаю в этой области более 20 лет. В театре соединены живопись и музыка, танец и драматургия, а в наше время и сложнейшая электронная техника, которая развивается невероятными темпами. Однако в центре этого синтеза искусств стоит человек со своей уникальной психикой, опытом, даром, интуицией.

О провинциальном театре

— На одной из конференций я сорвал выступление замдиректора Большого театра, который сказал, что провинциальные театры нужно закрывать. Да, существует такая болезнь театральных учреждений за пределами двух столиц, как отсутствие возможности следить за тем, что происходит в мировом театральном сообществе. Зачастую нам приходится вариться в собственном соку. Однако даже в небольшом городке театр выполняет важнейшую культурную миссию.

Об иностранной букве в названии русского театра

— Во времена восстановления театра комедии в Нижнем Новгороде руководство решило добавить некую загадочность и элегантность его названию. Так появилась буква i в слове «Комедiя». Нам хотелось избежать узких рамок в выборе жанра постановок. Классическая и современная драматургия позволяет нам не ограничивать себя в стилях, жанрах и форматах. В 2001 году на сцене театра «Комедiя» состоялась премьера драмы М. Горького «На дне», а совсем недавно мы представили мюзикл «Леонардо».

О традициях театра «Комедiя»

— С 2000 года всем коллективом мы отмечаем старый Новый год. Из года в год приходят новые поводы для юмора над самими собой, и это радует. Капустник стал нашей любимой корпоративной традицией.

О секрете популярности

— Секрет успеха театра «Комедiя» в том, что мы умеем разглядеть самые актуальные тенденции и подаем вечные темы в понятном для современного зрителя ключе. Я наблюдал за молодой публикой, пришедшей на мюзикл «Леонардо». Они явно никогда не были в театре и, видимо, ожидали, что проведут несколько часов в царстве пыли и нафталина. Надо было видеть их эмоции, когда перед ними предстало современное грандиозное костюмированное действо под модную музыку.

О собственной роли в судьбе театра

— Самые важные события в моей карьере произошли в 2000—2001 годах. До этого положение театра «Комедiя» было, мягко говоря, тяжелым. В сезоне 1998—1999 прошло только 37 спектаклей. Для сравнения, сейчас мы даем 25 спектаклей в месяц. Тогда же стоял вопрос о расформировании труппы, к счастью, главный режиссер Семен Эммануилович Лерман сумел ее сохранить. После переезда в новое здание в 2000 году мне удалось поближе познакомиться с московским режиссером Валерием Беляковичем и привлечь его к работе. Сезон 2000—2001 мы открыли его спектаклем «Сон в летнюю ночь». Думаю, тогда мне удалось придать правильный импульс развитию театра. К нам вернулся зритель, а вместе с ним популярность и признание.

Беседовала: Алина Мазина

Фото: Роман Бородин

Поделиться: