16+
Журнал / АПРЕЛЬ 2013

Разные задачи — общие цели

Культурные кластеры как центры развития.

Их было 12 — сумасшедших домов. Программа так и называлась: Maison Folie — «сумасшедшие дома». В сущности, это самый долгосрочный проект французского города Лилля, получившего в 2003 году титул культурной столицы Европы. Бывшая пивоварня, заброшенный монастырь, канатная фабрика. Все они стали, в сущности, домами культуры — только не в нашем понимании. «Сумасшествие» культурной инициативы сильно отличает их от казенной одинаковости советского наследия. Они объединили под своими крышами самые неожиданные составляющие — от дискотеки до хаммама. 12 таких учреждений появились одновременно, и определить их можно как культурные кластеры.

D:\ДОКУМЕНТЫ\САЙТ СТН\СН Апрель 2013\013_Взгляд эксперта\Культурная политика\maisonfolie.jpg

Площадка Maison Folie («сумасшедший дом» — фр.) — культурного проекта программы «Лилль — культурная столица Европы — 2004»

Кластер — одно из самых модных нынче слов (англ. cluster — скопление). Википедия, давая не менее десятка значений в разных сферах, определяет его как объединение нескольких однородных элементов, которое рассматривается как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. Один из наиболее известных московских опытов перенесения этого типа взаимодействия в сферу культуры — открытый в 2007 году винзавод в Москве. Эта странная территория на задворках Курского вокзала имеет три слагаемых успеха: богатую историю, прекрасные постройки промышленной архитектуры XIX века и креативных владельцев, — Романа и Софью Троценко. Они первыми рискнули вложить средства в недвижимость, практически не приспосабливаемую для офисов или гламурных ресторанов. А вот для художественных нужд она «упаковывалась» легко: гигантские своды винных складов делали мистическим любое видео, технические пространства легко трансформировались в галерейные, а цех красного и цех белого даже не сменили название, просто стали выставочными залами широкого назначения.

D:\ДОКУМЕНТЫ\САЙТ СТН\СН Апрель 2013\013_Взгляд эксперта\Культурная политика\Vinzavod_02.jpg

Центр современного искусства «Винзавод» в Москве находится на территории пивоваренного завода (впоследствии — винного комбината) «Московская Бавария»

Так что же такое культурный кластер? Это инфраструктура особого типа — она не просит государственной помощи, не хочет никакой дармовщины, фонтанирует разными идеями и находит очень разные способы достижения успеха. Сейчас, например, в пространствах «Винзавода» размещаются десять галерей и около двадцати магазинов и кафе. Там есть свой особенный, экспериментальный театр — «Платформа», площадка молодого искусства «Старт» и многое другое. А в нескольких шагах — другой кластер, иначе устроенный, для иных целей — он посвящен архитектуре и дизайну — «Артплей». Кстати, про него можно будет узнать самые важные подробности прямо в Нижнем. Его продюсер и одна из создательниц, Алина Сапрыкина, 13 апреля представит в Арсенале материалы об этой захватывающей истории. В Санкт-Петербурге тоже есть успешный пример — бывший хлебозавод, превратившийся в лофт-проект «Этажи». Кажется, пора перешерстить пустующие нижегородские промышленные площадки: культурный кластер, собирающий под одной крышей разный творческий бизнес, не только приносит доход владельцам и радость зрителям, но и формирует особый тип деятельности в новой культуре, нацеленной на изменения.

D:\ДОКУМЕНТЫ\САЙТ СТН\СН Апрель 2013\013_Взгляд эксперта\Культурная политика\Winzavod 5.jpg

Бродильный цех — одна из восьми существующих площадок «Винзавода»

Поделиться: