16+
Журнал / АПРЕЛЬ 2018

Зеркало времени

Репортажное направление появилось в XIX веке и, несмотря на несовершенство фототехники, к началу ХХ столетия достигло довольно высокого уровня. В Санкт-Петербурге славился своим репортажем Карл Булла, в Нижнем Новгороде своими публицистическими циклами был известен Максим Дмитриев. На его снимках — кипящая жизнь Нижегородской ярмарки; сормовские и выксунские рабочие; босяки и старообрядцы; печальные события 1892–1893 годов — засуха, неурожай, тиф, холера; строительство павильонов XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки; приезды императора Николая II в Нижний Новгород…

На смену XIX веку приходит XX-й, сложный и противоречивый, он дает новый толчок развитию репортажного направления. 1918 год. Страна, беспощадно ломая остатки прошлого строя и старого быта, строит совсем другую жизнь, активно развивая культурно-просветительскую деятельность. Фотографический снимок рассматривался как средство агитации и пропаганды. Поэтому активно поощрялось репортажное направление, однако успех репортажа в то время еще очень сильно зависел от фототехники. Фотокамеры были громоздкие и несовершенны необходима была более скоростная и компактная техника.

В 1930‑х годах, несмотря на все политические и экономические сложности, фотопромышленность в России наконец-то приступила к выпуску отечественных фотокамер. В 1931 году началось серийное производство фотоаппарата «Фотокор‑1». «Фотокор», складной фотоаппарат, рассчитанный на стеклянные пластинки

9 х 12 сантиметров, был самым массовым советским довоенным фотоаппаратом. Однако работать со стеклянными пластинками было очень неудобно, поэтому большим событием в фотографическом мире стало появление более скоростной и компактной фототокамеры «Лейка». Нельзя было не признавать преимущества этого фотоаппарата, но камера была зарубежная, необходимо было развивать отечественную промышленность. Поэтому в 1934 году приступили к выпуску новой камеры на заводе Харьковской детской трудовой коммуны имени Ф. Э. Дзержинского — «ФЭД». Советская фотопромышленность, ориентированная на доступный массовый фотоаппарат, развивалась очень быстро.

Вера Тарасова

Директор Русского музея фотографии

«ХХ век дал много прекрасных фотографов, оставил много прекрасных работ. Это в Них, как в зеркале, отразилась история нашего города, воплотившись в фотографиях прошлого. Их славные традиции продолжили фоторепортеры XXI века»

Новое поколение нижегородцев, взяв в руки фотокамеры, фиксирует все происходящие события: войну, разруху, голод, победы большевиков, возрождение Нижегородской ярмарки, половодье 1926 года, приезды в Нижний Новгород Максима Горького и Владимира Маяковского, Алексея Толстого и Валерия Чкалова, Анастаса Микояна и Андрея Жданова, легкоатлетические пробеги, строительство Горьковского автозавода, взрывы церквей, портреты ударников пятилеток и тяжелые дни Великой Отечественной войны.

Значительное влияние на дальнейшее развитие советского фоторепортажа оказала военная фотожурналистика. Ведущими репортерами страны в первые послевоенные годы стали бывшие военные фотокорреспонденты. К ним присоединялись подрастающие поколения репортеров. Это они создавали фотолетопись 1950–1980‑х годов, главная тема которой — коммунистические идеи, мир и созидание. На страницах газет — отправка добровольцев на освоение целинных земель, сборка первой «Волги» и первой комфортабельной «Чайки», строительство новых жилых домов, открытие Горьковской ГЭС, выпуск нового скоростного судна на подводных крыльях «Ракета» конструкции Ростислава Алексеева, открытие движения по Молитовскому мосту, строительство аэропорта и метрополитена, приезд Юрия Гагарина, визит генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева на Горьковский автозавод, портреты Героев Социалистического Труда…

В памяти нижегородцев сохранились имена людей, которые изо дня в день кропотливо создавали фотолетопись нашего города: С. А. Гуревич, Н. М. Капелюш, П. А. Вышкинд, П. А. Вознесенский, П. В. Мозжухин, Н. Н. Добровольский, В. А. Никитин, В. В. Изволенский, О. Б. Ярчевский, Л. И. Шапиро, В. И. Бородин,

В. Г. Войтенко, И. Ш. Соборовер, С. П. Покалякин, С. Е. Лозинский… ХХ век дал много прекрасных фотографов, оставил много прекрасных работ. Это в них, как в зеркале, отразилась история нашего города, воплотившись в фотографиях прошлого. Их славные традиции продолжили фоторепортеры XXI века.

Фото: Роман Бородин, из архива Русского музея фотографии

Поделиться: