16+
Журнал / АПРЕЛЬ 2018

Нина Прибутковская: «У меня была задача понять Горького»

22 марта на сцене Нижегородского театра юного зрителя состоялась премьера спектакля «Странный парень» по пьесе драматурга Нины Прибутковской. По замыслу автора, это произведение адресовано, прежде всего, молодежи. На сцену вышли молодые актеры, исполняющие роли наших с вами современников, современников Горького, да и сам писатель предстал перед зрителями еще только смутно осознающим свои способности, не знающим славы великого писателя.

Нина Юрьевна, юбилейный горьковский марафон, начавшийся чуть больше года назад, вышел на финишную прямую. С начала 2018 года буквально каждый день происходит какое-то событие. Премьера пьесы на сцене ТЮЗа – это ваш вклад в празднование 150-летия со дня рождения писателя или что-то другое?

Я начала работу над пьесой значительно раньше, когда еще никто к юбилею со дня рождения Горького не готовился. Года три назад неожиданно раздался звонок министра культуры Нижегородской области Сергея Александровича Горина, была назначена встреча, на которую Сергей Александрович пришел в сопровождении двух человек - это были Екатерина Пешкова, правнучка Горького, и ее муж Евгений. Получилось так, что в распоряжении Кати оказались письма жены Горького Екатерины Пешковой к мужу, которые чудом сохранились. И вот правнучка писателя обратилась к министру культуры с идеей создать произведение по мотивам этих писем. А у самого Сергея Александровича, как выяснилось, всегда была мечта, чтобы нижегородец написал о нижегородце. В результате стремления совпали и выбор пал на меня. И я начала писать «Три финала одной жизни». Потом родилась вторая пьеса «Странный парень», которую в ТЮЗе поставил Владимир Червяков. Третья пьеса «Твоя Катя», написанная по мотивам тех писем, появилась позднее. Спектакль Ирины Зубжицкой ставится в Театре драмы.

А первая пьеса так и ждет своего часа?

Нет, ее в план поставил театр «Комедiя» - мы работаем над ней с режиссером Вадимом Данцигером. Надеюсь, что премьера этой пьесы впереди.

Три года я провела практически в отшельничестве, перелопатила огромное количество материала, сидела в архивах, мне помогали сотрудники нашего Государственного музея А. М. Горького - за это им огромнейшее спасибо. Я не готовилась вливаться в мероприятия, посвященные юбилею, я просто пыталась приблизиться к личности Горького хоть на чуть- чуть, потому что Горький - это космический уровень и таланта и характера. Мне было интересно. Можно сказать, я заболела Горьким. Общение с семьей Пешковых очень помогало в работе – мы сдружились за это время.

Но мало прочитать, мало узнать - надо почувствовать. А почувствовать очень трудно. Почему? Потому что мы и сегодня говорим: «Горький – это загадка». Мы сами сделали его загадкой. Во-первых, большая часть его архивов была закрыты долгое время, их сравнительно недавно начали открывать для широкого доступа. Во-вторых, сохранившиеся письма, мемуары о нем были выхолощены, многое чистилось советскими властями. Да и воспоминания современников о Горьком мало что нам дают – совершенно нет живости в мемуарах, Горький предстает в них правильным человеком. Через эти воспоминания очень трудно пробираться к душе человека, к его подлинности. А ведь его нужно почувствовать, нужно влезть в его шкуру и понять, что это за люди – гении, из чего они сотканы – из подсознательных видений будущих героев, из неясных, но сильных стремлений. Талант, гениальность - это словно опухоль внутри человека, которую тот мужественно носит. Это тяжело, но человек на это обречен – не он выбирал себя в гении. А жизнь от этого только сложнее и трагичнее.

Какую задачу вы ставили перед собой, создавая «Странного парня»?

У меня была задача понять Горького. Горький - наш, нижегородец, и полнейшая косность – не знать ничего о своих земляках. Как мы можем выглядеть третьей, десятой, 25-й столицей страны? Да мы просто деревня, если о своих нижегородцах ничего не хотим знать.

Насколько противоречивая личность Горького близка и интересна сегодняшним молодым людям? Пьеса «Странный парень» пытается ответить на этот вопросНасколько противоречивая личность Горького близка и интересна сегодняшним молодым людям? Пьеса «Странный парень» пытается ответить на этот вопрос

Я стала работать, увлеклась, и появилось три совершенно самостоятельных пьесы. И в «Странном парне» меня занимал именно переход человека из одного состояния в другое. Мне всегда был интересен вот этот прыжок – когда ты никто и вдруг становишься кем-то. Как происходит это взлет, когда никто рядом не знает, кто перед ними, да и сам человек себя не знает. Когда говоришь о Горьком, думаешь про каждого из нас: а мы, что – понятные? Как, в какой момент с нами происходят кардинальные изменения? Вот Горький в Нижнем - он еще никто, очень нервный, ищущий себя, битый жизнью, одинокий, со сложнейшей внутренней структурой. Он пробует писать, и у него получается, и возникает герой, способный жертвовать собой. А чем сейчас живем мы в этом Нижнем Новгороде через 100 лет? Если бы мы встретили его сейчас - того странного парня – поняли бы мы его? А понимаем ли мы себя? Вот об этом я пытаюсь говорить.

Два героя - Саша и Илья, наши современники, - попадают в Нижний конца XIX века. Как это их меняет?

Думаю, в том времени они находит для себя что-то, чего уже нет у нас. Ведь современники Горького – это люди, у которых было все: богатые родители, комфорт, возможности, но они оставляли это, шли в народ, терпели муку, попадали на каторгу, мечтали о свободе. Они честно верили в свои идеалы, в будущего человека. И Горький верил.

«Как мы можем выглядеть третьей, десятой, 25-й столицей страны? Да мы просто деревня, если о своих нижегородцах ничего не хотим знать»


Саша и Илья отвыкли от хороших людей, от людей бескорыстных, и вот эта бескорыстность, эта хорошесть входит в их плоть и кровь. Они сопротивляются, но не в силах это преодолеть. Саша остается в прошлом из-за возникшей любви? Да, но, возможно, он решил, что эти люди более настоящие. Илья возвращается, но спокойно ли у него на душе?..

В пьесе перемешаны реальные и вымышленные действующие лица?

Да, я ввожу и исторических, и вымышленных персонажей. Одни создают подлинное окружение Горького, другие словно рождены его творческим воображением, третьи выстраивают параллели с нашим временем. Адвокат Ланин, Ольга Каминская, Маша Метлина – все это нижегородское окружение Горького, которое переплетается с вымышленными образами, в том числе из произведений писателя. Например, Каина я взяла из горьковского рассказа «Каин и Артем».

Как театр и режиссер справились с задачей?

Владимир Червяков ставит уже третью мою пьесу, и у нас никогда не возникает с ним расхождений. Возможно, я старомодна, но я поклонник психологического театра. И в этом отношении Володя - настоящий мастер.

И игра молодых актеров показала, что они тоже увлеклись работой над пьесой. И я очень надеюсь, что эта постановка заинтересует многих, и они поймут, что ничего не знают о Горьком, его времени, да и о самих себе.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин

Поделиться: