16+
Журнал / АПРЕЛЬ 2018

Галина Клочкова: «Журналист участвует в создании счастливого общества»

Директор частной школы имени М. В. Ломоносова, депутат Законодательного собрания Галина Клочкова неоднократно выступала экспертом рубрики «Образование». Будучи создателем уникального для Нижнего Новгорода образовательного проекта и активным общественным деятелем, она обладает неповторимым опытом и знаниями, которыми охотно делится с читателями журнала. Подводя итоги нашего пятилетнего сотрудничества, мы говорили с ней о том, почему образование — важнейшая тема для журналистики.

Галина Юрьевна, как часто в российских СМИ вы встречаете качественную аналитику в сфере образования?

Очень редко. Думаю, это связано с комплексами и страхами, которые испытывают многие наши сограждане, в том числе журналисты, в отношении образования. Наша образовательная система, к сожалению, настолько неразвита, что россияне в юном возрасте получают колоссальный стресс. Став взрослыми, они вынуждены в течение долгих лет по капле выдавливать из себя образ неуспешного, отстающего, лишнего человека, который приклеился к ним в детском саду, школе, вузе.

Травмированная психика создает для свободного творчества массу ограничений, которые неминуемо искажают действительность. В результате мы видим массу сырых статей, полных страха и личной обиды, не имеющих отношения к действительности.

Что бы хотелось видеть?

Мне кажется, нам не хватает рейтингов образовательных практик и учреждений, составленных по критерию успешности выпускников, аналитики, которая проясняет, что в образовании пригодилось тем, кто добился в жизни хороших результатов. С точки зрения родителя, который выбирает образовательную траекторию для своего ребенка, делает шаги, которые оказывают определяющее влияние на судьбу человека, это очень ценная информация. В современном мире пространство вариантов развития многообразно, поэтому грамотная, профессиональная навигация необходима.

Внимание к деятельности образовательных учреждений, к реализуемым проектам, вопросам развития отечественного образования в мировом контексте должно быть в приоритете у СМИВнимание к деятельности образовательных учреждений, к реализуемым проектам, вопросам развития отечественного образования в мировом контексте должно быть в приоритете у СМИ

И начинаться она должна не со школы и даже не с детского сада, а почти с рождения. В это время, когда формируются первые навыки обучения, можно получить травму, которая изменит всю жизнь.

Традиционные для нашего общества институты — школа, организации дополнительного образования, профессиональные училища, варианты индивидуальные — домашнее обучение, частные учебные заведения и прочее, высшее образование, которое из-за глобальных вызовов переживает непростые времена, — во всем этом необходимо ориентироваться. Далее взрослый человек выбирает различные тренинги, практики личностного роста, курсы повышения квалификации и многое другое, что входит в понятия life-long learning (обучение на протяжении всей жизни) и mindfulness (осознанность), которые являются важнейшими составляющими успешного, развивающегося человека.

«Средства массовой информации должны уделять вопросам образования повышенное внимание и достойно выполнять просветительскую функцию, которая в них заложена»

Россия идет отнюдь не в авангарде образовательных тенденций. Нам предстоит многое сделать, для того чтобы наше образование действительно выполняло функцию, задекларированную в принятых стандартах, — способствовало формированию свободной, самостоятельной, творческой личности. Именно поэтому средства массовой информации должны уделять вопросам образования повышенное внимание и достойно выполнять просветительскую функцию, которая в них заложена.

Рейтинги говорят о том, что людей больше интересуют скандалы и развлечения, нежели их собственное развитие. Какова, на ваш взгляд, степень ответственности журналистов за то, что происходит в информационном поле?

Чем больше общество заинтересовано в развитии, чем больше люди озабочены тем, чтобы сделать себя и мир вокруг лучше, тем они гармоничнее. Даже отношение к образованию и в широком смысле к познанию себя и окружающего мира меняет нашу жизнь. Ведь все начинается с простого интереса, любопытства, которые, по сути, являются событиями эмоциональной сферы. На мой взгляд, ответственность журналиста заключается в том, чтобы участвовать в формировании именно таких эмоций.

Желание стать другим, быть лучше приходит с осознанием того, зачем лично тебе это нужно. Поэтому, создавая информационную картину, включающую элементы осознанного управления развитием, рисуя образовательные траектории, выделяя решения, ставшие основой успешных историй, журналист участвует в создании счастливого общества.

Беседовал: Александр Поздняков

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: