16+
Журнал / АПРЕЛЬ 2018

Образование для жизни

За время существования журнала «Столица Нижний» в рубрике «Образование» было опубликовано около 70 материалов. В каждом из них мы старались осветить актуальные вопросы и перспективы развития этой сферы, познакомить с передовыми образовательными программами, раскрыть богатый потенциал нижегородских ученых.

Познавательная способность дается нам с рождения. Она столь же естественна, как дыхание. Представьте себе новорожденного ребенка. Без специального обучения он самостоятельно решает сложнейшую задачу — пишет виртуальный учебник своего языка. Овладевает лексиконом, организованным по разным принципам, учится вычислительным процедурам, то есть грамматике, которая включает морфологию, синтаксис, семантику. На бумаге, например, видно, где одно слово кончилось, а другое началось, благо есть пробелы. В разговорной речи их нет. Даже анализ физического спектра их не показывает. Как в этой ситуации мозг ребенка учится разделять слова? Специалисты говорят — это чудо.

Но что произойдет, если человек с рождения окажется в изоляции, вне доступа к человеческому общению и знаниям? В 1970 году на экраны вышел художественный фильм Франсуа Трюффо «Дикий ребенок» (фр. L'enfant sauvage), созданный на основе подлинных событий, имевших место в конце XVIII — начале XIX веков во Франции. Там в лесу обнаружили мальчика, который рос среди зверей и обладал повадками животного. На человека он походил лишь своим обликом.

Никита Авралев

Проректор по связям с общественностью Университета имени Лобачевского

В динамичном мире образование является важнейшим стратегическим ресурсом развивающегося человека. Новые знания дают нам инструменты для достижения успеха и возможности для движения вперед. Знакомя аудиторию с актуальными тенденциями, рассказывая о лучших образовательных практиках, раскрывая практический смысл обучения, средства массовой информации способствуют развитию каждого человека и общества в целом. Журнал «Столица Нижний» на протяжении многих лет освещает широкий спектр вопросов образования и достойно выполняет эту высокую миссию.

Этот случай вызвал бурную дискуссию, особенно в среде ученых и деятелей образования. Со всей остротой возник вопрос, который позже стал предметом научных исследований и остается таковым до сих пор — человеком рождаются или становятся? Достаточно ли генов для того, чтобы быть человеком, или необходимы дополнительные условия? Этот дикий ребенок демонстрировал звериное поведение, и изменить эту ситуацию не удалось — мальчик так и не стал полноценным человеком. Его назвали ребенком-маугли. Сегодня это понятие является нарицательным для тех, кто был воспитан вне социума и оказался лишен социальных навыков и языка, а тот факт, что среда оказывает определяющее влияние на развитие, является общепризнанным. Благодаря механизмам, многие тайны которых нам еще предстоит разгадать, ребенок впитывает информацию, как губка. Уровень культуры, которыми обладают его родители, становится для него базовой площадкой. Именно поэтому вопросы образования имеют огромное значение для развития личности, семьи, нации и человечества в целом.

Система образования Нижегородской области представляет собой конгломерат возможностей. Разобраться в них, понять, какой практический результат они принесут спустя годы напряженных занятий — в том числе в этом состоит задача нашей рубрики. Нам помогают ведущие эксперты и практики, деятели науки и образования, руководители лучших образовательных организаций региона.

Текст: Александр Поздняков

Фото: Роман Бородин, предоставлено пресс-службой Университета имени Лобачевского.

Поделиться: