16+
Журнал / АПРЕЛЬ 2019

Возвращение «Юпитера»

В первый день весны распахнул двери для публики «Юпитер» — состоялось долгожданное открытие хорошо знакомой нижегородцам и любимой многими концертной площадки. Как преобразилось здание № 1 на Октябрьской площади, как удалось сохранить его исторический внешний облик, серьезно переработав внутреннее пространство, — мы постарались найти ответы на эти и многие другие вопросы.

Наверное, нет лучшего способа знакомства со зданием, чем совместная прогулка с архитектором, тем более что у Станислава Горшунова, чье архитектурное бюро работало над преображением «Юпитера», к этому объекту особое, личное и профессиональное, отношение.

Современная история

«Безусловно, это долгожданный объект для города, для меня и моих коллег как жителей города это очевидно, но также он интересен нам в профессиональном плане, — рассказывает Станислав. — Этому проекту я посвятил год жизни, от многих проектов отказался, чтобы довести его до конца. Я и вся моя команда погрузились с головой в эту работу, уделяя внимания мелочам. Это очень интересное пространство с точки зрения архитектора. Здесь многое можно сделать. С зимы 2018 года мы трудились над проектом, а само строительство шло чуть больше трех месяцев. И то, что получилось, итог большой коллективной работы архитекторов, дизайнеров, проектировщиков, самих заказчиков, а также специалистов по пожарной безопасности, по звуку, по устройству концертных площадок и многих других».

Станислав Горшунов

Архитектор, руководитель архитектурного бюро «ГОРА»

Здание начала 1970-х годов строилось как Дом политпросвещения. Это типовой проект, который реализовывался в разных городах Советского Союза. Мы решили продолжить эту стилистику советского конструктивизма и, оставив здание внешне неизменным, занесли современный дизайн внутрь помещения. Фасад лишь обновился, перекрасился, остался и барельеф с профилями Маркса, Энгельса и Ленина на фронтоне. Это спорный момент, который обсуждался с заказчиком, а также в процессе проектирования, но мы все же оставили эту память эпохи.

Внешне «Юпитер» остался прежним. Да, посвежел. Светлая фасадная штукатурка, хорошо знакомые профили под самой крышей, правда, теперь с двух сторон установлены экраны, на которых транслируются афиши проходящих в концертном зале мероприятий. Однако с наступлением сумерек, когда в здании на трех этажах загораются огни и кажется, что в громадных окнах видно все, что происходит внутри, становится понятно, что в здание буквально вдохнули новую жизнь. «“Юпитер” получился очень легким, — продолжает архитектор. — Здание удивительно современно и в то же время отсылает к эпохе постройки. Мы максимально раскрыли витражами пространство с улицы, отказались от импостов, в результате стало больше воздуха в помещении, а само здание словно просматривается насквозь. При взгляде с улицы, особенно вечером, когда все здание освещено изнутри, создается поразительный эффект».

Первый этаж — это знакомство. Главный акцент — гардероб из деревянных панелей, встроенный как некий параллелепипед в белое пространство. Уже потом открываются детали. Например, потолок. Изначально он был плоским, на уровне балок перекрытий, и возникла необходимость его поднять, сделать не давящим, для чего он был углублен. В результате появилось современное прочтение кессонного потолка, в которое встроены светильники. Потолок получился живым, легким, играющим светом. А зеркала на массивных несущих опорах в холле создают иллюзию их отсутствия. Здесь же рядом абсолютное новшество: для удобства посетителей с ограничением движения установили лифт.

И артисты, и зрители уже оценили возможности нового зала за первый месяц работы «Юпитера» (фото предоставлено пресс-службой КЗ «Юпитер»)

Все внутреннее пространство здания — черно-белое. «Цветовое решение задано самой стилистикой “советского брутализма”, свойственного отечественной архитектуре периода постройки здания. Здесь все монохромное, строгое, но мы разбавили эту “суровость” вкраплениями отделки под дерево. Деревянный гардероб, деревянные лавочки и входные группы — это теплые цветные акценты в интерьере и своеобразная навигация. Так посетители понимают, куда идти», — подчеркивает Станислав Горшунов.

Холл второго этажа — основной, прогулочный, здесь расположен буфет. Отсюда люди попадают в партер зрительного зала. Вход на балконы осуществляется из левого и правого крыла холла третьего этажа, которого раньше просто не было, вернее, он был техническим и закрытым для посетителей. Холлы второго и третьего этажа — это, по сути, просторные выставочные галереи. Сейчас они украшены декоративными панно, созданными в единой с интерьером стилистике, но предполагается, что экспозиция может меняться.

Андрей Пирогов

Руководитель отдела рекламы и маркетинга КЗ «Юпитер»

Новый “Юпитер” — это не только концерты. Его зал способен принимать театральные постановки, здесь можно устраивать, к примеру, соревнования по бальным танцам, здесь можно поставить боксерский ринг, можно проводить модные дефиле, автопрезентации, кинопоказы.

В центре внимания

Конечно, зрительный зал — это энергетический центр здания. «Новый “Юпитер” — это не только концерты. Его зал способен принимать театральные постановки, здесь можно устраивать, к примеру, соревнования по бальным танцам, здесь можно поставить боксерский ринг, можно проводить модные дефиле, автопрезентации, кинопоказы. Городу не хватало такой многофункциональной площадки, — говорит руководитель отдела рекламы и маркетинга концертного зала Андрей Пирогов. — Сцена оборудована лифтом 3 х 6 метров, который позволяет поднимать с цокольного этажа что-то тяжелое и масштабное. Например, автомобиль или что-либо другое. Вариантов множество. Так может неожиданно для зрителей на сцене появиться какой-то артист или декорация. Зал сам по себе трансформируемый, он способен вместить до 1500 зрителей. Часть кресел партера непосредственно перед сценой может убираться, а освободившееся пространство превращаться в танцпол или экспозиционную площадку».

Все полы в здании выложены светлым керамгранитом — стильная современная отсылка к прежним мраморным полам

«Внутренняя обшивка зала — наша гордость, — делится Станислав Горшунов. — Совместно с акустиками мы разработали звукоизоляционные панели специально для этого зала, создали модель, распечатали на 3D-принтере образец, сделали матрицу, залили первые панели и растиражировали их по всему залу. Получилось, что весь зал в “пупырышках”. Скажу честно, я нигде до этого в концертных залах такого не встречал, чтобы техническая обшивка покрывала весь интерьер зала, выполняя при этом еще и декоративную функцию. За счет объема при выставленном свете обшивка зала выглядит удивительно мягкой. Пространство полностью преображается».

В ближайших планах — благоустройство прилегающей территории. Здесь появится первый в городе пешеходный фонтан, зоны отдыха, летняя площадка для концертов на свежем воздухе и, конечно, новая парковка.

Две симметрично расположенные лестницы — это самостоятельный функциональный и декоративный элемент. Здесь все массивно, брутально и построено на контрасте

Стеклоблок — актуальный и очень современный сегодня декоративный элемент — также отсылает к стилистике 1970‑х годов

Рельефный потолок первого этажа создает дополнительный объем

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: