16+
Журнал / АВГУСТ 2014

Алиса Савицкая

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал эту выставку одним из обязательных к посещению проектов Европейской биеннале современного искусства Manifesta 10. Ее куратор Алиса Савицкая, начальник выставочного отдела ПФ ГЦСИ, задумывая проект об исследовании старения живых и неживых материй, не предполагала, что сможет прорубить окно в Европу.

Алиса, расскажите, как появилась идея выставки «Этюды оптимизма».

«Этюды оптимизма» — заимствованное название. Так была озаглавлена работа биолога Ильи Мечникова 1907 года. Считается, что именно с нее началась наука геронтология, исследующая процессы старения живых организмов. У меня возникла идея сделать большой проект, отправной точкой реализации которого могли бы стать, с одной стороны, работа Мечникова, с другой — наша городская среда, старая, непонятная, уходящая, нужная или ненужная. В этом большом проекте, который мы планируем открыть в «Арсенале» в 2016 году, предполагается несколько направлений: художественное исследование городской среды, представление о старости живых и неживых материй в современном искусстве и science art, в биологии и философии.

Год назад у нас появилась возможность создать первую выставку в этой серии. Так и возник проект о нижегородской деревянной архитектуре «Живой уголок». Неожиданно для нас он оказался самым посещаемым за всю историю «Арсенала», а также стал номинантом нескольких премий.

Видео «Мать рождает отца мужа» Михаила Максимова на выставке «Этюды оптимизма»

Как вы получили приглашение на участие в Европейской биеннале современного искусства Manifesta 10?

Основная программа биеннале, которая, кстати, впервые приехала в Россию, проходит на площадке Эрмитажа. Кроме того, организаторы решили сделать и большую параллельную программу. Кто-то критикует это решение, поскольку считает, что не стоит превращать Манифесту в развлекательный фестиваль. Но мне кажется, что это прекрасная возможность для российских художников представить свои работы перед обширной иностранной публикой и зарубежными СМИ. Изначально планировалось, что биеннале состоится только для питерских коллективов, но координатор параллельной программы Николай Молок решил организовать отдельную площадку, куда смогли приехать участники со всей страны. Как раз в это время СПбГУ было передано здание Первого кадетского корпуса, памятника архитектуры XVII века. Университет планирует провести там реставрацию, однако во время работы Манифесты здание открыто для зрителей. Для показа нижегородского проекта на этой площадке нам и предложили подать заявку, которая успешно прошла конкурсный отбор.

Что представляла собою выставка «Этюды оптимизма» и кто в ней принял участие?

Мне очень хотелось, чтобы в помпезном Петербурге, в здании XVII века поселился настоящий «дух Нижегородчины». Центром «Этюдов оптимизма» стал уже знакомый «Живой уголок» Владика Ефимова. Напротив него на колоннах расположились деревянные двери работы нижегородского художника Саши Лаврова. Он вырезал на старинных дверях сюжеты с фотографий, найденных в заброшенных домах, а затем обжигал. Еще одни нижегородские авторы на выставке — Артём Филатов и Вова Чернышёв — за день до открытия параллельной программы Manifesta 10 стали звездами Московской международной биеннале молодого искусства с арт-объектом «Пустой дом» — огромной деревянной избой, собранной из старых досок. А для нашей выставки они сделали два забора с резьбой и изображениями. И, наконец, нижегородский фотограф Алик Якубович вошел в наш проект с серией «Безмолвие» — фотографиями разрушающихся городских статуй, которые он снял в скульптурной мастерской. Две работы представил видеохудожник Михаил Максимов. Одна из них — фильм «Мать рождает отца мужа», персонажи которого рассуждают на тему семейных связей. Вторая — мультфильм «Чевенгур» по мотивам произведений Андрея Платонова. Эльдар Ганеев, краснодарский художник из группировки ЗИП, написал новую картину в рамках своего проекта «Стенки», а Иван Лунгин сделал два объекта под названием «Хребты». Для проекта были записаны две видеолекции от философа Игоря Кобылина и биолога Александра Речкина.

Инсталляция «Живой уголок» Владислава Ефимова на выставке «Этюды оптимизма»

Каковы отзывы о выставке?

Положительные. Приятно, что директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил ее как одну из лучших выставок параллельной программы Manifesta 10. По достоинству была оценена работа с пространством Кадетского корпуса. Интересно, что каждый зритель пытается найти в «Этюдах оптимизма» главного героя и в итоге выбирает своего. Кто-то считает центральной работой на выставке «Живой уголок» Ефимова, кто-то — двери Лаврова, кто-то — видеоработы Максимова, хотя для меня все авторы одинаково значимы. С точки зрения статуса, участие в Манифесте — настоящий прорыв, однако, сказать честно, я не углублялась в подобные размышления. Для меня было важно, чтобы наши художники стали настоящими звездами на биеннале. Их благодарность была для меня важнее, чем строчка в резюме.

Куратор — относительно новая профессия. Как бы вы определили ее суть?

Куратор — это человек, который отвечает за смысловое наполнение выставки, и этим он принципиально отличается от экспозиционера и координатора. Он придумывает, о чем эта выставка, почему она должна быть именно такой, выбирает художников и находится с ними в постоянном взаимодействии. «Этюды оптимизма» — первый проект в моей практике, когда выставка на 90% состоит из новых работ.

Беседовала Алина Мазина

Фото: Владислав Ефимов, Роман Бородин

Поделиться: