16+
Журнал / АВГУСТ 2014

Портрет Репина

Мужичок из робких. 1877. Холст, масло

В августе исполняется 170 лет со дня рождения великого русского художника, живописца, мастера портрета, психолога, учителя Ильи Ефимовича Репина (1844–1930). Творчество этого художника, обладавшего редким колористическим дарованием, отличается всепоглощающим интересом к человеку, к своему современнику.

«Наше все» — так можно сказать о Репине, корифее русской живописи, который в прямом смысле слова являлся руководителем «хора» живописцев ХIХ века, да и последующих столетий, как мастер и знаток человеческих душ, истории изобразительного искусства, как художник, у которого можно учиться и в ХХI веке.

Не ошибусь, если скажу, что все без исключения знают Илью Репина прежде всего по одной из главных его работ «Бурлаки на Волге», которая находится в Русском музее (Санкт-Петербург). Известный художник Амедео Модильяни как-то сказал: «До чего же выразительно счастье и несчастье обтачивает лица». Это высказывание как нельзя точно определяет видение человека художником-портретистом. В постоянной экспозиции отечественного искусства НГХМ портрету отводится значительное место. Среди многочисленных произведений русских мастеров XVIII–XX веков нашей экспозиции, изображающих человека, особо выделяются портреты И. Е. Репина.

Портрет О. А. Макаровой. 1888. Бумага, уголь

Портрет надо рассматривать долго и внимательно. В нем важно все: поза человека, выражение глаз, его руки, цвет лица, платье, аксессуары. Когда портрет больше, чем простое достоверное изображение, когда в нем с помощью выразительных средств раскрываются глубины человеческих переживаний, тогда он перерастает в широкий и емкий образ и становится интересным зрителю. Портрет в то же время должен быть максимально индивидуален, и если в нем глубоко и объективно раскрыт образ конкретного человека, то он становится широким типическим обобщением. Точно и тонко раскрытая индивидуальность конкретного человека в портретах Ильи Репина перерастает в типический образ, становится социальным типом для целой группы людей. Подобный портрет не только рождает у зрителей уверенность в том, что им встречались подобные люди, но и захватывает их силой образного звучания. Именно в этом подлинно художественная ценность портрета, а мера художественного обобщения и заключается в степени индивидуализации.

Автопортрет. 1878. Холст, масло

Казалось бы, несколько линий, превращающихся в рисунок, цветовых пятен, рождающих необходимый колорит, свет и тень, смелый мазок, и вся сущность человека — как на ладони. Чтобы написать портрет с такой силой, мало одного таланта портретиста, надо обладать острой наблюдательностью, знать и понимать, найти и передать то неуловимое и главное, что характеризует личность. Репин — один из немногих русских художников, обладавший столь блистательным даром улавливать движение, передавать живость мимики, характерное или случайное выражение лица. Иногда кажется, что рука опережает глаз художника, быстро фиксируя перемены в состоянии натуры говорящей линией — то плачущей и плавной, то резкой и нервной, то мягкой и послушной. И нам вдруг открывается в полотне что-то очень важное, то, что тайно волнует, что увлекало и наполняло душу самого творца, что раскрывает уже его портрет, портрет мастера! Репин — особый художник, и о портрете самого живописца лучше расскажут его работы.

Кстати, знаменитое полотно «Бурлаки на Волге» (1870–1873) было на Волге в 2003 году и экспонировалось в Нижегородском художественном музее.

Поделиться: