16+
Журнал / АВГУСТ 2019

"Дом с мозаикой»: Вера Хорошилова - об инклюзивном образовательном проекте НГХМ

«Просмотрела всю экспозицию музея. Да простят меня корифеи, но истинное удовольствие получила от выставки „Дом с мозаикой“. Работы, дарящие свет, тепло, радость. Интересные идеи рисунков и удивительное усердие. Испытала шок и трепет до “мурашек по коже”! Какие прекрасные работы, какой замечательный проект…» Разве не ради этих чувств, эмоций и теплых отзывов посетителей открыт музей?..

Действительно, детские станковые мозаичные картины окутывают зрителя сказочными вспышками цвета и света — дом с красным отражением в реке, фантастические животные, дары лета или хрустальная зима! Изображение из набора разноцветных стеклянных кусочков — очень сложная техника, развивающая фантазию, художественный вкус и чуткое цветовое восприятие, требующая предварительной подготовки, умения работать специальными инструментами, усидчивости и точной координации движений. Познавая мир через тактильные ощущения, дети иначе видят цвета, слышат звуки, ощущают фактуру. В музейном проекте «Дом с мозаикой» мы работаем с детьми (девять человек), которые находятся в сложной жизненной ситуации. Во‑первых, они живут в детском доме, во‑вторых, это дети с ограниченными возможностями здоровья, с проблемами опорно-двигательного аппарата (на колясках), с парезом рук, с больным сердцем и ментальными особенностями развития.

Этот пилотный инклюзивный образовательный проект длился полгода. О самом процессе создания мозаик, о трудностях, о дальнейшем развитии рассказывает Елена Мальцева — педагог, художник, партнер проекта для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ГКОУ «Первый санаторный детский дом»: «Первая моя мысль была проста — мозаичный материал и техника уже сами по себе позволяют получить в итоге не ученические рисунки, а художественные работы, которые будет интересно смотреть посетителям музея. А вторая — потом, после отчетной выставки, украсить детский дом большим мозаичным панно. Отсюда и возникло название проекта “Дом с мозаикой”. Мне очень хотелось, чтобы каждый ребенок, развивая свои способности, создал свою авторскую работу, для каждого я продумывала индивидуальное задание. Занятия с музейными сотрудниками внутри экспозиции давали возможность говорить на простом языке о перспективе, контрастности, теплых и холодных тонах на примере известных картин русских художников. Мы вместе смешивали краски для получения нового цвета, учились рисовать ими, потом переходили к окончательному эскизу. Затем дети сами составляли цветовую палитру из мозаичных кусочков, подходящих к эскизам. Ультрамарин был в фаворе! Казалось, за две изнурительные недели мы почти не продвинулись. Подбирать цвет и заполнять им нужные области — трудная задача и нудная работа. Как-то вхожу в детский дом, меня видит Сережа и полушёпотом спрашивает: “Что, опять?” Уже к концу четвертой недели научились колоть мозаику специальными щипцами. Сережа, увидев, что я подвинула несколько кусочков в его работе, сказал грозно: «Не портить!» С детьми я тоже училась, периодически читала о методике обучения рисованию, о способах формирования внутреннего чувствования композиции. Очень интересная методология у американского художника и преподавателя конца XIX века Артура Уэсли Доу, придумавшего ряд упражнений, позволяющих сначала создавать очень простые гармонии, а потом постепенно переходить к более сложным формам композиции.

Наш «Дом с мозаикой» может изменить жизненную траекторию детей — участников проекта, дать возможность реализовать себя в будущем, жить интересной и насыщенной жизнью, радоваться своим достижениям, совершенствованию полученных под руководством профессионалов навыков и, может быть, выбора будущей профессии художника-мозаичиста!

Следующий учебный год будем делать новые мозаики, попробуем новые материалы, поработаем с фактурами, с распределением линий внутри мозаичного изображения. А вот через год есть идея создать общее большое панно, посвященное 800‑летию Нижнего Новгорода, и украсить какое-нибудь городское здание! Так что задачи у нас серьезные. Для детей из детского дома очень важны новые эмоции — без этого невозможен интеллектуальный рост. У них есть огромный художественный музей, к занятиям в экспозиции музея и экскурсиям мы планируем добавить посещение концертов классической музыки. А любое общение с внешним миром, любой выход из замкнутого пространства детского дома делают этих детей чуть-чуть смелее, увереннее в себе, и, это значит, что у них могут появиться шансы на самостоятельную жизнь. Невзирая на диагнозы, они — полноценные маленькие граждане нашего города, которые, надеюсь, еще удивят нас не однажды. Я не думала раньше о проблемах образования детей-инвалидов, я и в детских домах до этого никогда не бывала. В общем, инклюзия в первую очередь приключилась со мной. Несмотря на трудности (отсутствие специальных автобусов и лифтов), благодаря отлаженной работе музея и безвозмездной помощи неравнодушных нижегородцев случилась какая-то очень позитивная история: первая детская выставка мозаики в художественном музее с теплыми отзывами посетителей».

Мы уверены, наш «Дом с мозаикой» может изменить жизненную траекторию детей — участников проекта, дать возможность реализовать себя в будущем, жить интересной и насыщенной жизнью, радоваться своим достижениям, совершенствованию полученных под руководством профессионалов навыков и, может быть, выбора будущей профессии художника-мозаичиста!

Фото: Глеб Пушменков, Роман Бородин.

Поделиться: