16+
Журнал / АВГУСТ 2019

Георгий Зименко: «Воздушные шары в небе или на земле — это всегда море позитива»

Георгий, Нижний Новгород — заметное место на воздухоплавательной карте страны?

Шаг за шагом Нижний Новгород начинает проявляться и становится заметной точкой на событийной карте воздухоплавания. Важно, что каждый раз меняется состав участников наших нижегородских событий, приезжают новые пилоты. Вот и на только что прошедшей июльской фиесте были пилоты, которые еще не летали в Нижнем Новгороде. Они приедут домой и расскажут другим пилотам, и так постепенно — медленно, но верно — идет работа по раскручиванию нижегородского неба. В этом нам помогают наши друзья и партнеры, их, к сожалению, немного, но вклад каждого сложно переоценить.

У нас славные традиции воздухоплавания — до начала 2000‑х проходила знаменитая Волжская фиеста. Это было лучшее мероприятие в стране. Наша Приволжская фиеста является продолжательницей этой традиции, но уже в другое время и в других, более суровых, условиях. Что-то просто приходится начинать сначала. В 2017 году мы провели открытый чемпионат Нижегородской области. Первый «Кубок вызова» — соревнование в полетах на дальность — состоялся зимой 2018‑го. Тем же летом мы провели первый крупный фестиваль воздушных шаров в области — Приволжскую фиесту. Тогда же прошли чемпионат ПФО и открытый чемпионат Нижегородской области. В этом году впервые состоялась Рождественская фиеста, и мы хотим сделать ее постоянной. Потом был второй «Кубок вызова» в марте. И вот сейчас завершилась 2-я Приволжская фиеста, в рамках которой мы провели третий открытый чемпионат Нижегородской области по воздухоплавательному спорту. Проведение всех этих событий мне очень не хотелось бы прерывать. Очень важно, чтобы они проходили стабильно и пилоты заранее планировали в них участие.

Взлеты в городской черте — прекрасная возможность показать горожанам красоту и величие воздушных шаров еще на старте

Получается, что зрелищные полеты, рассчитанные на зрителей, и спортивные соревнования объединяются в одно событие?

Все очень взаимосвязано. Например, в «Кубке вызова» мы должны как можно дальше улетать от точки старта, каждый год ставить новую планку. А чтобы это делать, нужно уходить от зрелищности, то есть мы должны взлетать уже не в городе, а с открытого места, погода должна быть хуже, ветер — сильнее. 420 километров, преодоленных в этом году, — это рекордное расстояние для массовых полетов, и у нас есть все шансы преодолеть на массовых полетах планку в 500 километров, недостижимую пока в Европе. Но уход от зрелищности — это уход от спонсоров, и легче найти спонсора на фиесту, поэтому и приходится совмещать. Есть еще один вариант: заразить какого-то спонсора воздухоплаванием. Тогда уже он от нас никуда не денется (смеется).

В этом году фиеста длилась 10 дней, а все равно кому-то не хватило шаров в небе над Нижним.

Все, что было в наших силах, мы сделали. Остальное — погода и ее власть над нами. 10 дней как раз и закладываются для того, чтобы побольше полетать и показать всю красоту шаров в небе. Не все, что было запланировано, получилось. Но могу сказать, что фиеста и чемпионат состоялись.

Простому зрителю разница между фиестой и спортивным полетом, думаю, не видна.

Пожалуй (улыбается). Чемпионат — это соревнование на точность. Цели есть виртуальные и визуальные. Виртуальная цель — это географическая точка в воздушном пространстве, в которую шар должен попасть в рамках соревнований. Буквально нужно залететь туда корзиной. Визуальная цель — это крест 10 на 10 метров, который расстилается на земле, и пилот должен подлететь и бросить в него специальный маркер — грузик массой 70 граммов (мешочек с крупой) и ленточкой длиной 70 сантиметров. Сброс может быть свободным и гравитационным. Существуют еще другие задания, которые пилоты должны выполнить в рамках соревнований.

Постепенно — медленно, но верно — идет работа по раскручиванию нижегородского неба.

Спортивные старты могут отличаться от зрелищных тем, что стартовать приходится не в очень хорошую погоду — порывы ветра могут быть 10–11 метров в секунду, как на последнем чемпионате России. Но все пилоты соревнуются в равных условиях. Здесь важна совокупность всего: его личной подготовки, матчасти, подготовки машины. Даже вентилятор — мелочь, а сколько он погубил первых мест, когда в самый ответственный момент ломался. У нас в России два спортсмена, которые входят в десятку мира, — Иван Меняйло и Сергей Латыпов. Конкурировать с ними — это удача и большое удовольствие. И счастье, что они приезжают к нам ради нашего нижегородского неба.

Добавлю, что фишка нашего чемпионата в том, что он проходит в городе. Нигде в России это не практикуется, все спортивные полеты вынесены за город. Но есть, например, чемпионат Республики Беларусь, который проходит в небе над Минском. Я в нем два раза участвовал, и идея такого чемпионата над городом — оттуда. Весь город это видит, все жители принимают участие. Городские власти являются соорганизаторами — там эта работа ведется очень плотно. У нас же такого нет. Число мест старта ограничено — площадка Нижегородской ярмарки и стадион «Водник», а ведь так много мест в городе, которые можно раскрасить шарами.

Получается, что желание летать над Нижним и над всей Нижегородской областью у российских пилотов есть, но возможности ограничены?

У нас нет финансовой поддержки со стороны региональных и городских властей. На наше областное отделение Федерации воздухоплавательного спорта России в минспорте денег нет — но чем мы хуже других видов спорта? Нужны новые пилоты, новые шары, а мы буксуем. Конечно, очень приятно, что наконец-то в России в этом году открылся учебный центр и у нас в Нижнем Новгороде уже появился новый пилот Андрей Лукашов, который со мной летает с 2014 года по всем соревнованиям и уже обладает большим опытом. Каждый новый пилот — это шаг вперед.

Закатное и рассветное небо над Нижним Новгородом дарит самые нежные краски

Есть регионы, где воздухоплавание получает всестороннюю поддержку. Хорошие примеры — Рязанская и Тульская области, Пермский край. А ведь воздушный шар — это роскошное средство продвижения, создания имиджа, это рекламный носитель, который будет работать 10 лет! А сколько положительных эмоций он вызывает! Я летаю уже 10 лет и вижу, что воздушные шары в небе или на земле — это всегда море позитива и хорошего настроения.

Да, воздушный шар с гербом Нижнего Новгорода смотрелся бы прекрасно!

О чем и речь! Да, есть небольшие подвижки. Городская администрация нас, наконец, заметила — на Дне города в августе планируется фиеста (0+). Часть шаров взлетит в небо, а часть будет работать на привязных полетах и поднимать в небо горожан. Концепция Дня города в этом году — «Нижний Новгород — город закатов», и мы как раз идеально в нее вписываемся. Самые красивые полеты над городом именно на закате.

Конечно, есть риск — всего один день 17 августа. Надеюсь, погода нас не подведет.

А если ветер все же не позволит уйти в закат?

Совсем ничего случиться не может, мы обязательно что-то сделаем! Одна из задач аэростатов на Стрелке — создать красивую картинку с набережной. В самом плохом варианте мы устроим горелками файер-шоу!

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Андрей Скворцов, Глеб Пушменков.

Поделиться: