16+
Журнал / ДЕКАБРЬ 2013

Юрий Башмет

Год назад в списке почетных званий Юрия Башмета появилось еще одно — посол Олимпиады в Сочи–2014. Именно тогда он принял решение провести масштабный конкурс среди молодых талантов России, победители которого вошли в состав Юношеского симфонического оркестра под управлением самого маэстро Башмета. Впереди ребят ждет выступление на Олимпиаде, а пока сразу после успеха в Москве они вместе с маэстро посетили Нижний Новгород.

Так случилось, что я стал первым послом Олимпиады в Сочи, и эта мысль греет мне душу. Я получил предложение от страны, в которой я родился и которую никогда надолго не покидал. Если моя помощь нужна отечеству, то я согласен с радостью ему послужить, как бы банально это ни звучало. Олимпиада — это возможность показать все самое лучшее, что есть в России, и то, что может быть в перспективе.

Человек с адресом

Я не склонен осуждать тех, кто покинул нашу страну. В конце концов, у каждого своя жизнь, и географический адрес не играет сейчас большого значения. Однако, на мой взгляд, тот, кто проживает жизнь на одном месте, более целен. Разрыв с родиной влечет за собой большие потери. И даже великие люди, уехав, потеряли многое. Однажды, когда я давал концерт в Карнеги-холле, в зал вошла молодая пара наших соотечественников. Они прошли через весь зал с букетом гвоздик, собирая на себе удивленные взгляды публики — на Западе не принято дарить цветы на концерте. После выступления они подошли ко мне и сказали, что наш приезд для них — отдушина. Да, обстоятельства иногда сильнее нас, но искусство способно преодолевать границы.

Выступление Юношеского симфонического оркестра на сцене Нижегородской филармонии

Культурная Олимпиада

Благодаря зимним играм в Сочи возникла идея создания юношеского оркестра. Я устраивал прослушивания во всех городах России, куда приезжал с гастролями. В результате в нашем оркестре играют дети из 32 городов страны. Конечно, в первую очередь я оценивал способности, но иногда эмоциональное восприятие брало верх. Слышишь, что молодой исполнитель играет неидеально, но от него исходит такое обаяние, что прощаешь ошибку. Поэтому меня невероятно возмущают фразы о кризисе системы музыкального образования.

Человеческие истории

В Екатеринбурге познакомился с юной флейтисткой Сашей. Вручая ей диплом, я поинтересовался, есть ли у нее мечта. Оказалось, что она хотела получить мастер-класс у Джеймса Голуэя. Я пригласил ее в Сочи, где как раз должен был выступать этот известнейший флейтист, и пообещал устроить встречу. Однако у Сашиной семьи не было средств на эту поездку. Мы попросили ее выучить отрывок из произведения Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», который могут исполнить только виртуозы, и пригласили девочку выступить на том же фестивале. Надо было видеть счастье Саши после мастер-класса с ее кумиром! Кстати, позднее Джеймс Голуэй пригласил ее к себе в гости в Швейцарию. Сегодня Саша играет в нашем оркестре.

Юрий Башмет за дирижерским пультом

Нижегородский прием

Я очень рад, что сразу после концерта в Москве мы оказались в Нижнем Новгороде. Здесь всегда играли выдающиеся музыканты, и нервничать приходилось не меньше, чем в зале Московской консерватории. Нижегородская филармония всегда прекрасно меня встречала. В советское время каждому музыканту полагался свой уровень приема. Народный артист ехал в спальном вагоне, заслуженный — в купе, а просто талантливый — в плацкартном. Та же ситуация и с гостиницами: народный артист СССР жил в люксе, народный артист РСФСР — в полулюксе. Я приезжал в Горький, будучи лауреатом международных конкурсов, но здесь меня принимали на уровне народного артиста РСФСР.

Пересечение жанров

Сегодня 99% музыки, которую я исполняю, — это классика. Но в молодости я увлекался и роком, в частности, Beatles. Сейчас я понимаю, что истоки любого жанра заложены в классической музыке. Можно из одного такта Баха сочинить 10 шлягеров. Мой преподаватель в консерватории говорил, что классическая музыка апеллирует к душе, джаз к духу и животу, а поп-музыка к животу и тому, что ниже. Я не вполне с ним согласен, хотя бы потому, что «Yesterday» можно талантливо оркестровать, и это будет красивейшее произведение.

Беседовала Алина Мазина

Фото: Роман Бородин

Поделиться: