16+
Журнал / ДЕКАБРЬ 2013

Вячеслав Грачёв

В конце октября в Нижегородском выставочном комплексе открылась выставка классического нижегородского искусства XX века. Несколько работ заслуженных художников нашего города, представленных в экспозиции, принадлежат частной коллекции живописца Вячеслава Грачёва. Заслуженный художник России, участник множества зарубежных выставок, он и сам успел стать классиком живописи двух веков. На сегодняшний день он является единственным академиком живописи в Нижнем Новгороде, что, по словам художника, делает честь не столько ему самому, сколько городу.

В детстве и юношестве я даже представить не мог, что посвящу свою жизнь искусству. Впервые я взял кисть в руки только после службы в армии и буквально «заболел» живописью. Мне пришлось пройти нелегкий путь: художественная школа, затем училище и, наконец, Академический институт имени И. Е. Репина в Ленинграде.

Рекорд нижегородской школы

Поступить в Санкт-Петербургский академический институт живописи до сих пор так же сложно, как слетать в космос. Было время, когда на протяжении 17 лет абитуриенты из нашего города не могли пройти конкурс.

К счастью, ситуация изменилась, и в 2013 году только на факультет живописи, на который принимают всего 30 человек со всей России и из-за рубежа, поступили восемь (!) нижегородцев.

В мастерской художника

От поколения к поколению

Я долгие годы отказывался от предложения стать преподавателем в нашем художественном училище, пока, наконец, не пришел к мысли, что должен передать заложенную моими учителями академическую эстетику и собственный опыт. Вот уже три года я работаю со студентами старших курсов, и мне приятно видеть, что те зерна, которые я бросаю в эту почву, начинают прорастать.

Город на полотнах

Моя дипломная работа в Академии художеств была посвящена Нижегородскому ополчению 1612 года.

Я всегда знал, что по окончании учебы вернусь в Горький, поэтому занимался изучением истории Нижегородского края и хотел посвятить этой теме серию картин. За «Смутное время» я получил золотую медаль президиума Академии художеств. Вернувшись в Нижний Новгород, написал картину о нашей ярмарке, которую назвал «Романс о минувшем».

Философский код

В последние годы у меня появилась потребность высказывать на языке живописи мысли о современном обществе. Чувствуешь, как внутри созревает проблемная тема, и от нее не освободишься, пока не перенесешь на холст. Так появилась «Прерванная песня» о сотруднике КГБ, оказавшимся не у дел в 90‑е, сюжеты о встрече с ангелом-хранителем и нашем земном предназначении, о погибших на войнах и потерянном поколении молодежи. Иногда для выражения идеи не хватает одного холста, и появляются серии полотен.

Картина Вячеслава Грачёва «Потерянные во времени» на выставке, посвященной 80-летию Нижегородского регионального отделения Союза художников России

Работа с натурой

Пейзажи и натюрморты, по сути дела, являются этюдами, которые подготавливают к большим работам. Природа прекрасна сама по себе и погружает тебя в совершенно иное состояние, хотя напряжение остается прежним. Каждый раз, когда остаешься наедине с натурой и чистым холстом, неизменно чувствуешь волнение. При всем своем образовании и опыте, никогда не знаешь, получится ли картина.

Художник живет вопреки

В Нижнем Новгороде катастрофически не хватает хороших художников. Дмитрий Ганин, Валерий Крылатов и я были последними, кто, получив высшее образование в лучших вузах страны, вернулись в Нижний Новгород. За нами никого нет, и те восемь человек, что поступили в этом году, скорее всего не приедут обратно в родной город. Необходима целая программа по обеспечению молодых кадров, а у государства и общества должен появиться заказ на картины. Сейчас в нашем художественном музее нет работ нижегородцев, начиная с 90‑х годов ХХ века. То есть следующие поколения рискуют не узнать об искусстве этого времени.

Естественный отбор

В последнее время в России появилось невероятное количество художников, а талантливыми можно назвать единицы. Раньше попасть на российскую выставку было очень непросто. При этом картина, оказавшаяся на экспозиции, покупалась государством, что давало возможность художнику стать классиком при жизни. Сейчас по большей части все решают деньги и связи. Ситуация должна измениться, и профессиональное сообщество должно выдвигать объективные критерии оценки искусства.

Беседовала Алина Мазина

Фото: Роман Бородин

Поделиться: