16+
Журнал / ДЕКАБРЬ 2013

Датчане в Нижнем Новгороде

Карл Генрих Блох (1834-1890). В римской остерии. 1872. Холст, масло. НГХМ. Фрагмент

Для отечественных музеев, хранящих коллекции произведений зарубежного искусства, традиционным  является широкое присутствие в них итальянских, французских, немецких, голландских и фламандских памятников, то есть тех национальных школ, которые в первую очередь интересовали коллекционеров и собирателей в XVIII–XIX веках.  Кроме произведений упомянутых школ среди экспонатов Нижегородского государственного художественного музея можно увидеть и совершенно уникальные работы известных датских художников.

Много интересного о произведениях  мастеров Дании в собрании НГХМ может поведать заведующая отделом зарубежного искусства Наталья Свирина:

— В первую очередь я хотела бы сказать о картине известнейшего датского живописца Карла Генриха Блоха (1834–1890) «В римской остерии», созданной в 1872 году, а также об уникальном серебряном культовом изделии датского ювелира XVIII столетия Давида Буура — ларце для хранения гостии (причастного хлеба).

Давид Буур (1708–1732). Ларчик. XVIII в. Дания. Серебро, чеканка, гравировка, пунцирование. НГХМ

Карл Генрих Блох по сей день пользуется у себя на родине заслуженной славой. Его вклад в развитие национальной художественной школы столь значителен, что Блоха считают одним из ее основоположников. Художник несколько лет провел в Италии, изучая ее богатейшее культурное наследие. Картина «В римской остерии» воплощает живые впечатления художника, он неоднократно обращался к теме римской таверны-остерии. Этот сюжет давал мастеру великолепную возможность показать яркое своеобразие итальянских национальных типов и красоту народных костюмов. Картины, гравюры и рисунки Карла Блоха с римскими сюжетами пользовались огромной популярностью у многочисленных заказчиков, и, возможно, поэтому в 1872 году живописец повторил одну из известных жанровых картин, написанных в Риме. Известно, что ранний вариант картины Блоха «В римской остерии» 1866 года находится в Копенгагене, в собрании Датского государственного музея искусств.

Изделие датского ювелира Давида Буура — интересный пример интерпретации грациозного стиля рококо в контексте национальной традиции. Ларчик, украшенный изящным гравированным орнаментом с мотивом гибких вьющихся стеблей, завершенных акантовыми листьями, сохраняет свойственную произведениям датских ювелиров изысканную строгость и благородную простоту формы. Давид Буур прожил недолгую жизнь, 24 года, однако за этот короткий срок он успел приобрести статус мастера-серебряника что было весьма непросто в условиях строгой дисциплины в ремесленных гильдиях. Зачастую для того, чтобы стать хотя бы подмастерьем ювелира, молодой человек затрачивал более 10 лет. Столь длительный срок обучения был обусловлен строжайшим контролем качества продукции, существовавшим в европейских ремесленных цехах.

Карл Генрих Блох. Фотопортрет. 1880-е гг. Фрагмент

Сохранившиеся работы датских художников немногочисленны в российских музеях, именно поэтому эти произведения, бережно хранящиеся в нижегородском собрании, являются подлинной редкостью и представляют интерес как для специалистов, так и для любителей искусства.

Поделиться: