16+
Журнал / ДЕКАБРЬ 2015

Рассказ в картинках

Загадочный мир кино с первых его шагов привлекал и завораживал зрителей, так же как и сегодня. Первые демонстрации нового изобретения состоялись в 1896 году сначала в Петербурге, Москве, а затем и в Нижнем Новгороде. Просмотр фильма произвел на Максима Горького удручающее впечатление, он был ошеломлен и подавлен: «Вчера я был в царстве теней. Как странно там быть, если б вы знали. Там все — земля, деревья, люди, вода, воздух — окрашено в серый однотонный цвет, на сером небе — серые лучи солнца, на серых лицах — серые глаза, и листья деревьев серые, как пепел. Это не жизнь, а тени жизни, и это не движение, а беззвучная тень движения». Киноискусство развивалось. Революция 1917 года способствовала этому. Фотографию, а с ней и кинохронику признали новым пролетарским искусством, более демократичным, чем живопись. В журнале «Пролетарское фото» в 1932 году писали: «…живопись не способна выражать нынешнюю стремительную современность… Фоторепортаж, кинохроника и в ближайшем будущем телевизия заставят людей смеяться над картиной». Страницы журналов призывали отражать коллективизацию, промфинплан, жизнь и быт народов Союза, классовую борьбу и социалистическое строительство.

Иннокентий Смоктуновский на съемках фильма «Болдинская бессонница». 1983 год. Фото: Лев Кузнецов

В Горьком студия телевидения появилась в 1957 году. К ее 55-летию Русский музей фотографии открыл выставку «Говорит и показывает город Горький» (2012 год). Автором этой выставки стал член Союза журналистов России и член Союза фотохудожников России Илья Бубис. Языком фотографии он рассказывает об истории Горьковского телевидения как части истории города, о его становлении и развитии с 1957 по 1990-е годы. Один из аспектов экспозиции – рассказ о незаменимой роли фотографии в первые годы существования телевидения. Автор говорит: «Эта выставка — рассказ о Горьковской студии телевидения и о нашем городе, которые всегда жили одним общим дыханием. Рассказ в картинках. Фотографии, как показала практика, сохранялись лучше, чем кинопленка, и теперь оказываются единственным способом зримо донести до современников крупицы нашей недалекой истории». Фотоархив Ильи Бубиса послужил основой выставки. Часть его фотографий — День Победы 1985 года, фестиваль Альфреда Шнитке, юбилей композитора Александра Касьянова, строительство горьковского метро, испытания Мызинского моста — экспонировались впервые.

Съемка программы «Чики и Микешка». 1980-е годы. Фото: Лев Шапиро

Первая четверть века истории нижегородского ТВ прошла до Бубиса. Поэтому он представил на выставке нескольких авторов, фотографии которых нашел в личных архивах, а также в архиве телевидения. Это репортажные снимки фотокорреспондента студии телевидения 1962–1978 годов Льва Шапиро (1937–1996), серия портретов знаменитых гостей города и нашего ТВ телеоператора Роберта Богданова (1938–2003); первая публикация фотографа телецентра Льва Кузнецова (1935–2001), снимавшего великого Иннокентия Смоктуновского в фильме Юрия Беспалова «Болдинская бессонница». Также были представлены работы первых горьковских кинооператоров: Виктора Тернового, Игоря Серова, Александра Малова. Кинокадры были оформлены в виде стрипов — полос из фотографий, имитирующих кинопленку. Зрители могли увидеть не только рабочие моменты подготовки телепрограмм и съемки кинофильмов, но и фрагменты фотосюжетов для программ теленовостей, городские пейзажи для телевизионных заставок и для музыкальных антрактов. Фотография в эфире раннего телевидения часто заменяла кино, а видео тогда просто не было!

Поделиться: