16+
Журнал / ДЕКАБРЬ 2018

За что ставить оценку

В Год волонтера, а также в связи с прошедшим чемпионатом мира по футболу мы очень часто слышали дискуссии на тему: «Кто и когда должен обучить детей идеям добровольчества?» Мнения, как всегда, разделились на противоположные — семья или школа. Это понятно, но ключевые черты порядочного человека и ответственного гражданина в Государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, для тех, кто еще не в курсе) не учитываются, а семьи, воспитавшие хороших людей, в ток-шоу не приглашаются. Даже не знаю, может, и к лучшему для них…

Школа — это особая жизнь для тех, кто понимает. С самого первого класса дети учатся не столько для себя, сколько для взрослых, так уж сложилось. Не то интересно, что узнал, а то, сколько за это поставили. Постепенно привычка ходить в школу за оценками превращается в привычку ходить на работу за зарплатой. Можно ли что-то в этой схеме поменять? Можно. Прежде всего изменив отношение к детям.

Начнем с самого того момента, когда они, научившись ползать или ходить, занимают места в квартире поближе к нам и… правильно, начинают подражать нашим действиям. Любая внимательная мама точно знает: нет лучше игрушки, чем половник и кастрюля. Как, в какой момент, пресекая любые неуклюжие попытки наших детей встроиться в нашу жизнь со скалкой для теста или молотком, мы выключаем эту естественную потребность — помочь, поработать рядом? Зачем мы закрываем дверь, обсуждая необходимость изменения семейных планов ради поездки к бабушке в деревню? Каким образом они узнают, что мы умеем лгать ради нашего спокойствия?

Школа завершает процесс разъединения труда и смысла виртуозно и быстро. Сделал ошибку — получи плохую оценку. Отвлекался на помощь другу — получи замечание! И вот уже «я», «для меня», «мне» становятся главными словами, а нам все кажется, что мы успеем объяснить, что в жизни главное на самом деле.

Новая школа началась для меня в далекие 1990‑е с варварски поломанной новой мебели — милые дети так отдыхали в перемену. Сказать, что я расстроилась — не передать и сотой доли эмоций. Какие знания и оценки, если нет никакого понятия о ценностях. Материальных, моральных… Казалось, бешеная инфляция обесценивала ежедневно не только деньги. Частная школа представлялась многим особым миром, где все можно за деньги. Именно поэтому сразу пришлось принимать и учить правила. Главными среди них были те, которые обязывали быть сдержанными и аккуратными. В отношениях, в вещах и событиях, в жизни и учебе. А еще предлагалось оценивать помощь другим. Младшим и старшим, учителям и незнакомым, нуждающимся в помощи.

«Образования, в котором обязательным элементом является осознание своего предназначения быть готовым помогать другим и делать мир лучше, заслуживают все дети. Конечно, если мы мечтаем о счастливом или хотя бы мирном и спокойном будущем. Все дети. Без исключения»

Почему именно так? Потому что уборщицы и дворники, честно говоря, не справлялись, да и немного желающих было работать на этих непрестижных должностях. Время было такое — все всё могли вроде бы. Но с ежедневной работой это мало кто связывал. Пришлось самим обустраивать классы и коридоры. Учили с самого раннего возраста убирать за собой, помогать по столовой и в спортивном зале.

Не все меня поддерживали тогда, но мы старались быть честными и открытыми, мы делали первые «портфолио», в которых учитывалась не только учеба, но и работа. И мы, правда, не знали тогда, что это непременные атрибуты дорогих школ, воспитывавших настоящих аристократов, — быть аккуратными и помогать другим. Поверить в то, что обыкновенный ластик стирает черные следы от кроссовок, может, и трудно, а проверить интересно. Трудоемкость процесса хоть и завораживает, но утомляет, поэтому что? Правильно: сам не черкаю и другим не разрешаю! Я была уверена, что мы ничего нового не придумывали, просто учили детей настоящей взрослой жизни, в которой свобода непременно основана на ответственности.

Родители моих первых учеников, заработав на начальном этапе российского капитализма немалые деньги, отправляли детей за границу и убеждались, что так существует мир. Чем старше ученики, чем выше у них нагрузка, тем внимательнее наставники к таким качествам личности, как умение заботиться о других и помогать, быть терпимыми и уметь слушать других, креативить, но с пользой, нарушать нормы, но во благо, а не ради прикола.

Каждый год в день рождения школы я рассказываю нашим ученикам историю нашей школы. Они слушают, удивляются, не понимают уже многого, задают вопросы. Ей в этом году 26 лет. Выросло уже целое поколение, получившее образование в нашей школе. Образования, в котором обязательным элементом является осознание своего предназначения быть готовым помогать другим и делать мир лучше, заслуживают все дети. Конечно, если мы мечтаем о счастливом или хотя бы мирном и спокойном будущем. Все дети. Без исключения. Несмотря на политику, бюрократию, устаревшие, но такие важные программы. Несмотря даже на то, что их родители не всегда понимают, как это — учиться тому, за что нельзя поставить оценку. Но мы с ними договариваемся — работа по дому как раз и может быть «домашней». А какие оценки могут быть близким за внимание и помощь? Согласны?

Текст: Галина Клочкова, директор частной школы имени М. В. Ломоносова, депутат Законодательного собрания Нижегородской области

Фото: предоставлено частной школой имени М. В. Ломоносова, Роман Бородин.

Поделиться: