16+
Журнал / ДЕКАБРЬ 2018

Леонид Гройсман: «Галерея Argento меняет формат»

10 ноября исполнился год с момента открытия в Нижнем Новгороде галереи фотографии и графики Argento, которая стала не просто новым для города выставочным пространством, но и пространством образовательным, просветительским. О том, каким был этот год и куда дальше движется Argento в своем развитии, мы говорили с основателем этого проекта, фотографом и издателем Леонидом Гройсманом.

Леонид, прошел год с момента открытия галереи Argento. Удалось ли реализовать изначальную концепцию этого арт-пространства? Все задуманное сбылось?

За этот год мы провели девять выставок. Три из них были представлены на площадке Нижегородского государственного выставочного комплекса – они просто требовали большего пространства. Была масштабная экспозиция книжной графики Олега Яхнина, которая разместилась в шести залах, были фотовыставки Людмилы Тоболиной «Земля Ладыгино» и Михаила Храповицкого «Дорогами Христианской Армении». Шесть экспозиций прошли в самой галерее. Открывались мы в ноябре 2017-го выставкой фотографий, инсталляций и ассамбляжей Виктора Грязнова «Летаргия и Пробуждение». Потом были просто невероятные проекты. Состоялась коллективная выставка печатной графики «Олег Яхнин и ученики», мы еще раз представили работы Михаила Храповицкого, показали нижегородцам потрясающего исландского фотографа Рагнара Аксельссона – одного из ведущих мировых мастеров. «Лица Севера и последние дни Арктики» – это его первая персональная выставка в России. Еще была графика Лены Мальцевой – ее проект «Тушь Lm» стал абсолютным открытием. Лена Мальцева не делала персональных выставок 19 лет! И последним стал выставочный проект известного московского художника Василия Власова.

И могу сказать, что ни одна из этих девяти выставок не была проходной – мы изначально задали себе и публике очень высокий уровень.

Галерея жила и как концертная площадка. Здесь звучала музыка, здесь говорили о литературе. На этих ста квадратных метрах при плотной посадке помещалось до 100 человек.

Кроме того, мы издавали каталоги к нашим выставкам, а также печатали авторские коллекционные альбомы. Мы просто перешли на такой стандарт, что выставки без каталога не бывает.

«Это был год культурного эксперимента, по большему счету благотворительного со стороны галереи. Вложено в этот проект много»

Вы предложили авторам такой сервис?

Так и должно быть. Единственная особенность – подобное сопровождение экспозиции свойственно большим культурным институциям, а в случае Argento это частная инициатива. И все выполняется буквально одной парой рук – и фотосъемка работ, и дизайн, и печать.

Вы постоянно говорите «мы», «нас», «наша». Кто за этим стоит? Argento – это не только вы?

В галерее я один, но есть добровольные помощники и друзья-художники, без помощи которых ничего бы не случилось. Приглашаю в мастерскую специалиста, когда нужно делать переплет каталогов и альбомов.

Помимо выставок, здесь постоянно работает мастерская – это тоже ваша задумка, которая удалась?

Удалось не всё. Да, это пространство задумывалось и как галерея, и как мастерская, и как учебное пространство, и как пространство для встреч смежных искусств. Планировалось организовать работу мастерской по ручной бромосеребряной фотопечати. Однако помещение не позволило реализовать это в полной мере. Я решил, что лучше никак не делать, чем делать плохо, так что полноценная мастерская – это вопрос ближайшего будущего и нового пространства. Если офортный станок в выставочном зале выглядит органично и школа печатной графики под руководством художника и графика Владимира Фуфачева прекрасно функционирует в пространстве галереи на постоянной основе, то школа классической фотографии будет развернута в новом помещении, куда Argento переедет к новому году.

То есть галерея перестает существовать?

Скорее она меняет формат. В январе Argento откроется на новом месте, это будет практически такое же по площади помещение, но полностью отданное под школу печатной графики, печатную мастерскую и, наконец, желанную мастерскую ручной фотопечати. На новом месте все будет сделано максимально удобно именно для мастерской. Издание каталогов и авторских книг для художников – все это останется. Кроме того, станет больше всевозможного оборудования, а значит, я смогу добавить новые процессы и техники в конечном продукте.

А ваша выставочная деятельность? Она продолжится в виде кураторского сопровождения?

На этом пути уже многое сделано, поэтому я не оставлю это направление. Просто готовые выставочные проекты (их сейчас пять) с нового года мы переносим на площадку НГВК, с которым уже работали в партнерстве. Выставочный комплекс вместе с Нижегородским государственным художественным музеем – массово посещаемые площадки в городе. Конечно, Argento до них далеко. И хотя после нашего открытия интерес был очень большой, с точки зрения доступности мы проигрываем, несмотря на лучшее в городе качество профессионального освещения работ.

История галереи началась 10 ноября 2017 года с выставки фотографий, инсталляций и ассамбляжей Виктора Грязнова «Летаргия и Пробуждение»

Мы поставили очень высокую планку и отчасти пали жертвой собственных культурных амбиций. Идея галереи изначально заключалась в том, чтобы привозить мастеров очень высокого уровня и параллельно показывать своих, нижегородских, не менее талантливых. Любой проект Argento – это цельная выставка преимущественно одного автора. И она ограничена довольно строгими рамками: графика – оригинальная или печатная – и фотография, причем не отдельные работы, а мастерски созданная фотоистория.

И в результате мы столкнулись с дефицитом местных авторов, отвечающих нашим критериям. Кроме того, по прошествии года очень интенсивной и плодотворной работы появилось ощущение ненужности всех усилий и затрат и отсутствия у власти желания хоть как-то поддержать подобную культурную инициативу. Это был год культурного эксперимента, по большему счету благотворительного со стороны галереи. Вложено в этот проект много. Для меня лично результат очень хороший. И я сам стал по-другому работать как фотограф за этот год…

А что изменилось?

Я стал больше знать. Состояние тонкой восприимчивости стало практически постоянным.

«Человеку некогда остановиться – он постоянно куда-то бежит. И в фотографии перестали видеть изображение, которое прежде всего рассказывает фотографическим языком. Вот это убивает фотографию и как ремесло, и как искусство, а не то, что сейчас фотографирует на камеру в телефоне каждый второй. В этом как раз нет ничего страшного»

Вы издаете прекрасные авторские фотоальбомы. А насколько сегодня фотография интересна публике и покупаема?

Фотография как предмет коллекции постоянно теряет свои статус. Но в Нижнем вообще нет этого сегмента. Покупают спорадически, и не профессионалы, не коллекционеры… И дело не в цифровых технологиях. Дело в сегодняшнем образе жизни, в отсутствии созерцательной работы. Человеку некогда остановиться – он постоянно куда-то бежит. И в фотографии перестали видеть изображение, которое прежде всего рассказывает фотографическим языком. Вот это убивает фотографию и как ремесло, и как искусство, а не то, что сейчас фотографирует на камеру в телефоне каждый второй. В этом как раз нет ничего страшного.

И вот именно в авторской малотиражной книге я вижу большое будущее, когда фотографии представлены в виде коллекционного альбома, по сути – рукотворного издательского труда со всей историей, концепцией, рассказом. Это направление мне интересно, и его я буду развивать. На новом месте и с новыми силами.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, Андрей Абрамов.

Поделиться: