16+
Журнал / ДЕКАБРЬ 2018

Школа театра

Нижегородскому театральному училищу имени Евгения Евстигнеева исполнилось 100 лет. Тем, кто этой осенью приехал поздравить alma mater, родные стены напомнили о юности и учителях, которые стали путеводной звездой. «Театр формирует эстетический вкус и мировоззрение», — говорит Татьяна Васильевна Цыганкова, руководившая училищем более 40 лет. Для многих ее учеников эти слова стали главными в жизни.

Прочитать душу

Нижегородскую школу отличает приверженность традициям русского психологического театра, умение прочитать душу и передать зрителю ощущение прочитанного. Именно такой навык стараются развить в студентах учителя. Те, для кого он становится миссией, добиваются выдающихся свершений.

«Такого гуманитарного образования не дает ни один наш вуз, — считает Татьяна Цыганкова. — У нас преподают историю литературы, историю мировой культуры, историю изобразительного искусства, философию, культуру общения, причем занятия ведут специалисты экстракласса». Училище не просто готовит кадры для сферы культуры. Среди его выпускников — множество известных актеров и режиссеров, директоров театров, театральных администраторов, критиков, прославивших отечественную сцену.

Татьяна Цыганкова

Театральный педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР

Удивительная у нас страна. Чем хуже жизнь, тем мы радостнее и оптимистичнее. Подумать только, наше учреждение создавалось в 1918 году. Только русская интеллигенция так может – в ужасе и мраке взять и открыть театральное училище.

Студенты падают не с неба. Они приходят с улицы. «Самые лучшие – из Сормова, – говорит директор Нижегородского театрального училища, режиссер Леонид Чигин. – Если перед нами абитуриент из Сормовского района, мы почти уверены, что это талант!» По признанию педагогов, в Автозаводском районе тоже много способных ребят. Получая гуманитарное образование, каждый из них учится жить и быть Человеком, становится личностью. Так решается задача национального масштаба. Печально, но государство помогает в этом слабо.

Творчество и свобода

Говоря об оснащении учреждения и состоянии его аудиторий, Татьяна Цыганкова использует слово «убогое». Театральное училище размещается в зданиях, построенных в XVIII веке. Им требуется капитальная реконструкция и серьезное обновление инвентаря. Студентам хочется нормальной жизни, включая участие в различных конкурсах, в том числе зарубежных, академический обмен, проведение всевозможных мероприятий и многое, многое другое.

На вопрос «Как же вы держитесь?» Леонид Чигин отвечает: «На свободе и творчестве. Наши студенты свободны, мы говорим с ними на равных, уважая в них талант и личность. И если придется делать выбор между сытой жизнью и свободным творчеством, то мы выберем свободу».

Актерское мастерство — базовый предмет, позволяющий развить навыки владения телом и голосом

В России учреждения творческого образования живут по общим законам. Воспитание актеров и музыкантов приравнено к обучению рабочим специальностям. Специфика не учитывается. При этом инженерные техникумы могут рассчитывать на поддержку промышленности и ее получают, а творческое образование реальной экономике не интересно. Остается бюджет. Он, согласно хозяйственно-финансовой отчетности, опубликованной на сайте Нижегородского театрального училища, составляет примерно 24 миллиона рублей, 19 из которых уходит на заработную плату.

«Мерилом нашей успешности считаю тот факт, что мы еще живы», — шутит Леонид Чигин. Впрочем, отечественный театр давно привык к суровому быту.

Выбор сделан

Представьте Нижний Новгород в 1918 году. Идут массовые аресты, расстрелы… Кажется, обстоятельства не располагали к творчеству и свободе, но именно в тот момент группа творческой интеллигенции создала драматическую студию — будущее театральное училище, которое оказалось востребованным у абитуриентов. Поставленные на грань выживания люди обратились к искусству, и этим, как водится, спаслись.

«Я помню военное время очень хорошо, — рассказывает Татьяна Васильевна. — Немцы разглядывают Московский Кремль в бинокли. По радио передают: оставлен Курск, оставлен Орел. Страшно. А при Московском Художественном театре открывается Школа-студия МХАТ. Мой приятель режиссер и педагог Виктор Монюков рассказывал мне, как его вызвали к командиру, потребовали покинуть фронт и отправиться в Москву. Он стал возражать, ведь идет война. Но ему сказали, что это приказ — он нужен для работы в новой театральной школе».

Не то чтобы тенденция, но некоторая закономерность прослеживается. Как и параллель с нынешним временем. «Но очень не хочется жить в 1918 году, – шутит Леонид Чигин. – Давайте попробуем поверить, что мы все-таки в 2018-м».

Леонид Чигин

Директор Нижегородского театрального училища имени Е. Евстигнеева

Не бывает дома без детей, а любви без взаимности. Спасибо всем, кто поздравил нас с юбилеем. Для нашего училища наступает новый век.

Николай Васильевич Гоголь говорил о театре как о трибуне, с которой можно сказать людям много хорошего. Этому и учат в Нижегородском театральном училище. И это, как говорится, работает: учреждение востребовано, конкурс на место высокий. В советские годы он был еще выше. Сегодня театру приходится конкурировать с массовой культурой, которая предлагает целый веер возможностей. Она легче, понятнее, коммерчески успешнее, ее покупает рынок. Воспитательная функция ей чужда, но она привлекательна. В эпоху, когда хорошим считается то, что набирает просмотры в Интернете, русский театр с его сложной психологией проигрывает, но по-прежнему есть те, кто не снижает планку и остается верен раз и навсегда сделанному выбору.

«Преодолевая трудности, нам удается растить замечательных, красивых, умных людей. Это великая радость. Желаю всем нашим выпускникам и студентам счастья», — говорит Рива Яковлевна Левите, театральный режиссер, педагог, заслуженный деятель искусств РФ.

Игорь Золотовицкий

Заслуженный артист РФ, ректор Школы-студии МХАТ

На торжествах по случаю юбилея Нижегородского театрального училища я встретил много друзей и учеников. Вам 100 лет, МХАТу – 120 лет. Вы вышли из МХАТа. Мы – родня!

В поздравительном письме художественного руководителя Государственного академического Малого театра России Юрия Соломина, которое было зачитано на юбилейном вечере, прозвучало обращение к педагогам Нижегородского театрального училища и тем, кто постигает сегодня сложную театральную науку: «За вами — учителя, передающие традиции русской театральной школы от поколения к поколению. Педагоги — основа училища, его сила, корни. Знаю, как непросто вкладывать знания в неокрепшие умы. Желаю вам терпения и сил. Уважаемые студенты, помните о ваших учителях, с гордостью носите и передавайте традиции. А выходя на сцену, оставляйте там частицу сердца».

И нижегородская театральная школа продолжает жить, преодолевая все трудности, и воспитывать актеров, чьи имена потом знает вся страна. И так уже второе столетие.

Андрей Ильин

Заслуженный артист РФ

40 лет прошло с того дня, как выпустился наш курс. Но поверьте, я как сейчас помню день зачисления, как я увидел свою фамилию в списке и что-то во мне взорвалось. Я бежал по улице Фигнер, которая ныне называется Варварской, навстречу машинам, кричал, подпрыгивал. В моей жизни произошло нечто невероятное, моя жизнь перевернулась. Нижегородское театральное училище стало моим домом, дало мне путевку в жизнь. Кланяюсь ему в пояс.

Танец - дело серьезное. Особенно когда это учебный предмет

Юбилейный вечер, посвященный 100-летию Нижегородского театрального училища, собрал в зале Театра драмы выпускников прежних лет

Директор училища Леонид Чигин дал старт новому веку одного из старейших театральных учебных заведений страны

Студенты училища представили концертную программу «100 минут о любви»

Текст: Александр Поздняков

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: