16+
Журнал / ДЕКАБРЬ 2018

Финансы некоммерческого сектора

Работа любой некоммерческой организации, независимо от профиля ее деятельности, требует немалых финансовых вложений. И речь идет не только о реализации конкретных проектов, деньги нужны на аренду помещений, оплату коммунальных услуг или приобретение канцелярских принадлежностей. Большинство НКО, особенно новички, испытывают большие трудности в поиске источников финансирования. Эксперты говорят, что самый эффективный способ сегодня – это фандрайзинг.

Фандрайзинг в широком смысле — это способ поиска источников финансирования и ресурсов для обеспечения деятельности. Он может быть разным. Эксперты советуют представителям некоммерческого сектора в первую очередь обратить внимание на фандрайзинг в госструктурах. Сегодня все возможности получить деньги в виде муниципальных и региональных субсидий прописаны во множестве программ, действующих на территории Нижегородской области. Их предоставляют различные департаменты и министерства. Средства можно получить не только на поддержку конкретных проектов, но и на производство социальной рекламы, компенсацию коммунальных расходов, обучение сотрудников и на многое другое.

Помимо субсидирования есть и другие формы поддержки от государства. Это может быть как денежная, так и методическая, организационная или инфраструктурная помощь — все, что прописано в 31‑й статье федерального закона «О некоммерческих организациях».

Данные Общественной палаты РФ

Кроме субсидий НКО могут также рассчитывать на гранты, которые дают различные фонды — государственные и частные. Самый известный, пожалуй, Фонд президентских грантов. Существуют также фонды Потанина, Прохорова или Дерипаски. Это крупные организации, которые выделяют огромные средства социально ориентированным организациям.

Добрый бизнес

Если цели не очень глобальные, можно попробовать получить грант на местном уровне, которые дают муниципалитет, правительство региона или крупный бизнес. К примеру, девелоперская компания «Столица Нижний» уже четвертый год подряд проводит конкурс «Перо Жар-Птицы», который предусматривает денежный приз в размере 500 тысяч рублей для поддержки культурных и социальных проектов в Нижнем Новгороде.

Мотивировать бизнес на помощь некоммерческому сектору вполне реально. Существует множество вариантов, как получить необходимые ресурсы. Это и участие в конкурсах, учрежденных бизнесменами, и получение спонсорской поддержки, и специальные программы в виде постоянных отчислений на зарплаты сотрудникам и так далее. Бизнес может поддержать НКО не только деньгами, но и товарами или услугами, например волонтерской помощью.

Ольга Щетинина

Заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области

НКО сегодня предоставляются государственные субсидии, гранты на реализацию социальных проектов. Также они могут стать поставщиками государственных услуг и получить бюджетное финансирование, оказывая услуги населению. Активно работающие организации всегда могут рассчитывать на методическую, административную, организационную поддержку, в том числе с предоставлением помещения для работы.

Чаще всего некоммерческие организации прибегают к самому простому способу сбора средств — «с миру по нитке». Он оправдан тем, что поддержать общественную организацию может как состоятельный человек, так и самый простой, пусть и небольшой суммой. Только некоторые активисты забывают о том, что пожертвования можно было легко и удобно совершать, а сама деятельность НКО должна быть понятна и доступна. Способов сбора средств при такой схеме очень много — через СМИ, офлайн, онлайн, sms-пожертвования, через группы в социальных сетях, сайты, банковские карты в пользу организаций и так далее. Еще один очень популярный вариант — краудфандинг. Обычно он объединяет людей, готовых вложить свои деньги и ресурсы в какой-нибудь проект, через интернет. На таких онлайн-площадках можно собирать средства на издательство книги или открытие ресторана.

Внутренние ресурсы

Не стоит забывать и о внутренних ресурсах некоммерческих организаций. Многие НКО формируют свой бюджет из членских взносов. Чаще всего это профессиональные ассоциации, бизнес-ассоциации или торгово‑промышленные палаты. Возможны варианты, когда подобными источниками финансирования являются либо учредители организации, либо ее попечители, либо даже ее сотрудники. Еще один пример внутренних ресурсов — когда некоммерческая организация извлекает прибыль, ведя предпринимательскую деятельность. НКО могут сдавать в аренду свои помещения, транспорт, оказывать различные услуги и продавать товары. К примеру, организация, которая занимается реабилитацией детей-инвалидов при помощи уроков труда и рукоделия, обычно продает все поделки, чтобы направить выручку на основные цели — закупку материалов для учебных классов.

По данным Общественной палаты РФ, лишь 15,1% НКО прибегают к помощи СМИ для сбора средств на свою деятельность

Говорить о том, какой из всех вышеперечисленных принципов фандрайзинга наиболее успешный, было бы неправильно, потому что все зависит от того, чем занимается конкретная некоммерческая организация. НКО из небольшой деревушки на окраине региона, к примеру, не приходится рассчитывать на поддержку крупных предприятий или бизнесменов, которых там нет. Такие организации всегда ищут поддержку в муниципалитете или в фондах, помогающих в развитии малых населенных пунктов, сохранении культурного наследия и так далее.

Текст: Евгений Деревянко

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: