16+
Журнал / ФЕВРАЛЬ 2014

Рапсодия страсти

Выставка «Рапсодия страсти» в НГХМ

Нижегородскую зиму облюбовали знаменитые испанцы Сальвадор Дали и Пабло Пикассо. Первая встреча с Дали в Нижнем Новгороде состоялась позапрошлой зимой. Выставка графики из частного итальянского собрания на темы Ветхого и Нового Заветов «Священное послание Сальвадора Дали» включала в себя 105 гравюр.

На этот раз литографии и офорты Сальвадора Дали экспонируются вместе с графикой Пабло Пикассо. Выставка под названием «Рапсодия страсти» состоит из 93 листов и имеет возрастное ограничение 16+. В одну экспозицию оформлены пять серий офортов и литографий (1950-х — 1960-х гг.) из частных собраний Франции и США — это серии Пабло Пикассо «Калифорнийский альбом», «Пикассо и человеческая комедия», его иллюстрации к произведению Фернана Кроммелинка «Великолепный рогоносец», а также серии Сальвадора Дали, иллюстрирующие мемуары Казановы и пьесы Маркиза де Сада.

В зависимости от характера, жанра, стиля литературного произведения в иллюстрации может преобладать то или другое начало: познавательное, декоративное, эмоциональное. «Художник думает рисунком» — один из известных афоризмов Дали. Действительно, иллюстрация, выражающая идею, мысль, раскрывающая смысл и сложность человеческих отношений с помощью рисунка, обладает достоинствами самостоятельного произведения искусства. Для того чтобы проникнуться духом литературного произведения, художник сам должен глубоко разобраться в нем и увлечься им.

Сальвадор Дали. Иллюстрация к пьесе Маркиза де Сада «Несчастье в ошибке». Литография, 1969

Эти работы сразу вызывают интерес зрителя, чувство внутреннего волнения вне зависимости от того, производят ли они в первый момент позитивное или негативное впечатление. Этот интерес особенно заметен, если произведение ему незнакомо. Иллюстрация может заинтриговать, вызвать желание прочитать произведение, согласиться или не согласиться с трактовкой образа художником. Часто прочитанные книги, мемуары, воспоминания живут в памяти человека благодаря увиденным при первой встрече иллюстрациям. Хотя каждый взрослый читатель вполне мог бы обойтись и без «картинок». Но иллюстрация сама по себе — приглашение к размышлению и приобщение к изобразительному искусству.

Главное в гравюре — собрать в единый художественный образ сюжет, не дробя его на мелочи и случайности. Гравюры Дали и Пикассо настолько «живописны», что вызывают ощущение цвета в разнообразии графических фактур, комбинациях света и тени, внутренней убежденности авторов в единстве идеи и формы в создании емкого психологического пространства графического листа. Пабло Пикассо, например, делит изображение на геометрические элементы, превращая тем самым реальность в игру и вовлекая в эту игру зрителя. Сальвадор Дали напоминает нам о сцене и театре, театре жизни, который без любви, эмоций, разочарований  и страстей, как белый лист бумаги, чист и скучен.

Пабло Пикассо. Иллюстрация из серии «Пикассо и человеческая комедия». Литография, 1954

Организация любой выставки в музее связана, прежде всего, с посещаемостью. За два месяца работы экспозицию посетили более десяти тысяч зрителей, которые оставляют о ней свои восторженные отзывы: «Творчество испанских мастеров волнует душу и ошеломляет разум», «Эти работы — обнажение не столько внешних форм, сколько человеческого подсознания» или, на мой взгляд, самое точное — «Сумасшедшее собрание впечатлений!».

Выставка будет открыта до 23 февраля 2014 года.

Поделиться: