16+
Журнал / ФЕВРАЛЬ 2014

Пирамида влияния в современном искусстве

Инсталляция британского художника Аниша Капура в галерее Гладстоун

Наиболее частый вопрос, который слышат участники сегодняшнего художественного процесса во всем мире, — почему современное искусство считается искусством? Кто именно принимает решение, что ЭТО искусство, а не что-то другое? И почему этому мнению все доверяют? Чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно посмотреть, как устроен современный арт-процесс, как происходит профессиональная экспертиза, которая и выносит «на поверхность» имена, определяет рейтинг художников эпохи.

Пирамида институтов, существующая на настоящий момент, складывалась на протяжении всего ХХ века. До этого система была еще не очень сложной. Главным инструментом рейтинга были публичные выставки при академиях художеств — законодательницах вкуса и правил в искусстве. Во Франции они назывались салонами. Новаторы-импрессионисты создали «Салон независимых», появились специальные агенты-посредники между художником и покупателем — маршаны. Особую систему придумали в России художники-передвижники: они объединялись для устройства открытых публичных выставок, посещение которых было платным, а выручку делили между членами товарищества.

Инсталляция британского художника Аниша Капура в Гранд Пале, Париж

А за определение качества искусства отвечал Владимир Стасов, бывший не только библиотекарем, но и авторитетнейшим критиком своего времени.

Система стала усложняться в начале ХХ века, поскольку увеличилось количество художников, создававших собственные направления, появились различные «- измы», соперничавшие друг с другом и нуждавшиеся в специфических приемах продвижения, что способствовало спросу на особый тип деятельности — галерейный. И это первичное звено художественного процесса появилось и кристаллизовалось в первой половине ХХ века, с тем, чтобы стать особенно необходимым во второй его половине.

Сегодня дело обстоит так: если художник имеет амбиции попасть в «настоящее искусство», он обязательно должен показывать свои работы галеристам, которые являются серьезными экспертами, но, как правило, в достаточно узком секторе искусства — том, которое им самим наиболее симпатично. Вокруг галереи складывается группа из нескольких десятков авторов, связанных с ней договором, предусматривающим организацию их выставки и продажу работ. В тот момент, когда галерея представляет очередной проект или серию работ автора на своей территории, их видит авторитетная критика и пишет об этом в периодической прессе. Таким образом, галерея становится как бы представителем автора в большом мире искусства.

Инсталляция британского художника Аниша Капура в рамках Венецианской биеннале

Помимо прочего экспозиция может привлечь внимание куратора крупного художественного события — биеннале. Как правило, это является достаточно «крупным ситом» — отбор осуществляется под определенную концепцию. После этого приходит «сито мелкое» — музеи на большой выставке могут выбрать для своих закупок то, что соответствует их концепции в наибольшей степени, или пригласить автора к себе для устройства персональной экспозиции. Чем больше в послужном списке художника важных, знаменитых музеев и биеннале, тем более известным он считается. То есть система рейтингов, негласных или реально существующих, — это важный механизм установления качества искусства: отбор осуществляет большое сообщество профессионалов, для которых репутация важнее капиталов. Вернее, она и есть их капитал.

Поделиться: