16+
Журнал / ФЕВРАЛЬ 2015

Александр Макаров: «Нужно учиться быть интересными»

Современные гостиницы, городская навигация на английском языке и новые точки на событийной карте – это лишь ничтожная часть тех глобальных преобразований, на пороге которых сегодня стоят Нижегородская область и ее центр. С чего нужно начинать, когда мы говорим о необходимости развития сферы туризма? Александр Макаров, министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, отвечая на вопросы журнала «Столица Нижний», обозначил основные аспекты этой масштабной работы.

«Куда ехать?»

Александр Витальевич, в конце 2014 года, говоря о прогнозируемом росте туристического потока в регион, вы обозначили, что к 2020 году число людей, посетивших Нижегородскую область, может достигнуть числа жителей самой области. Почему именно о таких цифрах идет речь и что необходимо для столь значительного увеличения потока туристов?

Эту достаточно амбициозную задачу мы поставили перед собой исходя из динамики роста числа приезжающих в Нижегородскую область. Если в 2013 году регион посетили более 750 тысяч туристов, то по предварительным итогам 2014-го можно говорить о 850 тысячах. Прирост турпотока составляет в регионе порядка 10% в год. И если не смотреть вперед, мы останемся на этом уровне, что для нашей области с ее богатым потенциалом крайне мало. По числу туристов нас опережают соседние регионы, прежде всего города-миллионники, так что нам есть что анализировать и над чем работать.

Важно, чтобы каждый приезжающий в Нижний Новгород мог найти что-то интересное именно для себя

Существует ряд основополагающих вопросов, ответы на которые и станут двигателем глобальных изменений нашей туриндустрии. Это вопросы «куда ехать?», «что смотреть?», «что делать?». Корни первого вопроса, вернее, истоки стоящей за ним проблемы, нужно искать в истории Нижнего Новгорода. Можно говорить о долгой закрытости города, его промышленной славе, кроме того, близость Москвы, безусловно, сыграла свою негативную роль в плане строительства гостиниц и наличия на территории города операторов с мировым именем. А ведь в случае с иностранными туристами очень важно присутствие в городе мировых гостиничных брендов — приезжающие видят знакомое название и реагируют на него. В этом отношении отель «Ибис», первая ласточка из числа мировых гостиничных сетей, работал в 2014 году с наполняемостью более 70%, что для данного бизнеса является очень высоким показателем.

Как же решается этот первый вопрос?

Безусловно, сегодня наибольший поток составляют россияне. Для их приема работает существующий номерной фонд нижегородских гостиниц, а также активно развивающийся последние несколько лет формат хостелов. В отношении приема иностранцев нам сложнее, чем, например, Европе. Однако разграничение россиян и иностранцев — это вопросы статистики. Мы же сейчас должны решить проблему выбора, разработать предложения и создать условия, которые были бы интересны для всех.

Благодаря грядущему чемпионату по футболу, а как следствие, ожидаемому притоку иностранных туристов в наш регион сегодня приходят мировые гостиничные бренды. Так, на месте бывшей гостиницы «Москва» на Театральной площади будет открыт отель сети Marriott, Novotel появится на улице Алексеевской на месте бывшего «Дома крестьянина», бренд Hampton мировой сети Hilton возводится на пересечении улиц Горького и Ковалихинская…

С одной стороны, доступные хостелы и ориентированность на приезжих-россиян, с другой — иной уровень сервиса и проживания, известные гостиничные бренды. Можно ли одновременно учесть все интересы?

Одно не отменяет другое. Безусловно, сегодня все силы региона направлены на подготовку к проведению игр чемпионата мира по футболу 2018 года. При этом нужно понимать, что у FIFA существует отработанная схема подготовки к проведению подобных мероприятий. Прежде всего требования касаются размещения двух основных групп: так называемой «семьи FIFA» — это судьи, спонсоры, члены оргкомитета, а также болельщиков. 1760 номеров необходимо для FIFA, и около шести тысяч номеров нужно для размещения болельщиков. Есть еще категория спецслужб — это охрана, представители органов внутренних дел, пресса — тех, чье размещение в гостиницах требует соблюдения определенных условий. Наше министерство провело мониторинг имеющихся гостиниц в 100‑километровой зоне от места строительства стадиона, которые могут быть приспособлены для приема гостей и участников чемпионата. В результате были определены 5795 номеров. Однако регион должен предоставить 7760 номеров в гостиницах различной категории исходя из тех требований, которые я обозначил выше. В связи с этим были разработаны проекты строительства ряда гостиниц на территории областного центра, чтобы покрыть существующий дефицит номерного фонда. На самом деле вопрос в другом: как использовать этот гостиничный фонд, когда закончится чемпионат. Мы должны уже сейчас наполнять событиями годовой цикл жизни города. Люди должны знать, зачем сюда приезжать.

Празднование Масленицы на Щелоковском хуторе традиционно собирает большое число нижегородцев

«Что смотреть?» и «Что делать?»

Одним словом, во главе угла стоит город, его развитие и жизнь вне чемпионата мира по футболу?

Конечно! Болельщики приедут и уедут, а нам с вами здесь жить и здесь принимать других гостей. И именно от нас зависит масштаб этого туристического потока. В Нижнем Новгороде много туристических маршрутов и знаковых мест. Само местоположение города — уже одна из важнейших его достопримечательностей. Однако все это задерживает приезжающих на один, максимум два дня. А что дальше? Мы четко понимаем на сегодняшний день, что у нас не хватает знаковых событийных мероприятий.

Мы подошли к двум другим вопросам из обозначенной вами тройки…

Вместе с проблемой наличия на территории города как брендовых гостиниц, так и демократичных хостелов возникает вопрос событийности, содержательного наполнения пребывания в областном центре. Что смотреть, чем привлекать гостей, чтобы весь номерной фонд, построенный к чемпионату, не пустовал после его окончания? И здесь, увы, существует ряд острых проблем. Очевидно отсутствие серьезных, отвечающих всем современным требованиям концертных площадок. У нас нет разработанных веломаршрутов. По итогам 2014 года в Нижнем Новгороде появилась одна дорожка, но для города-миллионника это, конечно, не показатель. В городе, да и в пригородах практически нет освещенных лыжных трасс, качественных открытых катков, а ведь все это привлекает людей — и не только горожан, но и приезжающих из области, гостей региона, оказавшихся в областном центре. Все это кажется незначительным, однако именно эти возможности качественно и с пользой провести время высоко ценятся людьми. Конечно, побывать на катке в Москве на Красной площади в рождественские каникулы — это запомнится надолго. А почему бы людям не запомнить каток у стен Нижегородского кремля?

Яркая многоплановая жизнь города — вопрос очевидный и открытый, но именно событийный туризм сегодня вызывает наибольший интерес.

В конце 2014 года нижегородцы познакомились с разработанным возглавляемым вами министерством событийным календарем…

В Нижегородской области ежегодно проходит целый ряд мероприятий, которые стали уже традиционными для региона. Для их систематизации и был разработан календарь туристских событий. В 2015 году в него включены такие значимые мероприятия, как международный фестиваль «Золотая хохлома», фестиваль мастеров гончарного промысла и керамики «Город гончаров» и фестиваль народного творчества «Град Китеж — душа России», Всероссийский пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень», молодежный фестиваль живой музыки, парусная регата, народная забава «гусиные бои», конкурс канароводов «Птичка певчая», праздник «Масленица», сабантуй и много других праздников, конкурсов и туристских событий. Событийный календарь позволит туристам, самостоятельно путешествующим по нашей области, совместить поездку с посещением фестивалей, дней малых городов, а нижегородским туроператорам он поможет при формировании программ приема российских и иностранных туристов.

Если говорить о новых объектах туристического показа, то нужно отметить, что уже завершено строительство музейно-туристского комплекса «Град Китеж» в селе Владимирское Воскресенского района. Его открытие запланировано на март 2015 года. Объект проектировался и строился как многофункциональный комплекс с театром светоживописи, где помимо демонстрации светооптических спектаклей планируется проведение интерактивных программ, мастер-классов, творческих мастерских, проведение экскурсий по музейной экспозиции театра, конференций, семинаров, фестивалей, проведение демонстрации выездных постановок различных театров. Комплекс будет оснащен оборудованием для цифрового кинопоказа и 3D-фильмов. Здесь гостям предложат и вкусный обед, и уникальные сувениры — изделия народных художественных промыслов.

Особо стоить отметить, что в этом году мы будем праздновать 70‑летие Победы. В связи с этим весь год будут работать новые туристско-экскурсионные маршруты, посвященные вкладу города и области в победное завершение Великой Отечественной войны.

День города Городца — один из ярких примеров событийного праздника, привлекающего массы туристов

Так, как нужно

В 2015 году стартовал очередной этап реализации программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области», рассчитанный на пять лет. Чем ознаменуется эта пятилетка?

В программе прописан ряд маркетинговых мероприятий, направленных на поддержку действующих и создание новых туристических объектов, а также меры по совершенствованию система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Новое в этом документе — прежде всего образовательный блок. Приехал в город иностранец, пришел в гостиницу и сразу же у стойки администратора, а то и на подходе к отелю столкнулся с языковой проблемой. Нехватка знания английского языка у нас очевидна, вся навигация, вся система объявлений разработана на русском языке. Найти меню на английском в кафе и ресторанах — также проблема. Обучение персонала манерам, этике поведения и приема гостей, правилам гостеприимства, принятым во всем мире, — вопрос, требующий серьезного подхода.

Решением этой задачи мы занимаемся уже сейчас. Целый ряд мероприятий с участием отельеров и рестораторов запланирован на текущий год: мы начинаем с бесед, с выстраивания диалога, изучаем их подходы и принципы работы, приглашаем бизнес-тренеров, разрабатываем образовательные программы непосредственно для персонала.

Также будет организована работа по обязательной классификации гостиниц и иных средств размещения. В соответствии с законом Российской Федерации «О подготовке и проведении в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2016 года в регионах, которые будут принимать игры чемпионата, не допускается предоставление гостиничных услуг и услуг по временному размещению без свидетельства о присвоении средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц.

В правительстве Нижегородской области вы курируете туризм с октября 2014 года. Вместе с тем первоначальная структура обновленного правительства предполагала, что туризм будет относиться к сфере деятельности министерства спорта и молодежной политики. А, например, в федеральном правительстве туризм отнесен к деятельности Министерства культуры. Так к чему же близок туризм?

В нашем регионе все стоит на своих местах. Из чего складывается туризм? Приехали, поселились, поели, посмотрели! Кто работает в этих сферах и кто работает с ними? У нас существует целый комплекс мер поддержки, которые мы оказываем перевозчикам, отельерам, рестораторам, владельцам сувенирных лавок, мастерам художественных промыслов. В этом направлении наработан большой опыт.

Министерства, подобные нашему, созданы лишь в нескольких российских регионах. Их цель — оказание всесторонней поддержки деловому человеку, который производит, зарабатывает, платит налоги, дает рабочие места. По предварительным данным за 2014 год в регионе выпускается продукция на 420 миллиардов рублей, и по этим результатам мы можем выйти на первое место в ПФО. 580 тысяч человек работают в сфере малого и среднего предпринимательства — это 35% всего работоспособного населения региона. Посмотрите, какая это армия! И наша задача — сделать все, для того чтобы туристическая отрасль все сильнее и громче заявляла о себе.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, Андрей Скворцов, Владимир Алексеев, предоставлены Нижегородским туристско-информационным центром

Поделиться: