16+
Журнал / ФЕВРАЛЬ 2015

Путешествия с мольбертом

Низкий горизонт. Стрелка. Люди, лодки, якоря на первом плане. Под густыми облаками высокий волжский берег с белокаменным кремлем. Кто и когда видел Нижний Новгород таким? Кто путешествовал по Волге в те далекие времена? «Рано утром переправляясь на пароме через Волгу, сели в тележку; ямщик гаркнул, и тройка понесла нас к остаткам столицы исчезнувшего грозного Царства Батыева» (из дневника художников Чернецовых). Ради интереса к родной природе, к собственному национальному бытию Никанор и Григорий Чернецовы в числе первых совершили ряд путешествий по провинциальным городам России, бывали в Крыму, на Кавказе, в Италии, странах Ближнего Востока и везде плодотворно работали. С мая по ноябрь 1838 года на специально оборудованной лодке-мастерской братья прошли вниз по Волге от Рыбинска к Астрахани. По пути художники совершали и сухопутные путешествия. В этой поездке живописцы делали многочисленные зарисовки пейзажей и городов, ими была создана большая волжская серия работ. Известно, что Чернецовы создали более тысячи рисунков, этюдов маслом и множество набросков. Их полная рисованная панорама обоих берегов Волги имела около двух тысяч листов длиной до 700 метров и высотой более двух метров. Эта работа заняла около 13 лет. Титанический художественный труд, никем не повторенный впоследствии, отличался и способом подачи сделанного материала.

А. Н. Бенуа. Свадебная прогулка. 1906. Из собрания НГХМ. (Фрагмент)

Сегодня, чтобы побывать где-то или совершить путешествие во времени, достаточно включить компьютер и получить полную иллюзию реальности происходящих на экране событий. Возможно ли было одновременное воздействие на зрителя изображения, цвета, движения, звука и текста в XIX веке до существования этих современных технологий?

В 1851 году панорама Волги Чернецовых демонстрировалась на Васильевском острове в Петербурге. Длинное полотно с изображениями волжских пейзажей и городов было закреплено на двух вертикальных цилиндрических столбах, расположенных за окном комнаты-каюты. При перемещении картин с одного цилиндра на другой и при соответствующем звуковом оформлении у зрителя складывалось ощущение движения корабля, перед его взором возникали меняющиеся картины волжских пейзажей и городов, создающие своеобразную панораму со «спецэффектами» — шумом воды, криками чаек, гудками пароходов...  Первый «медиапроект» середины XIX века Чернецовы поднесли Николаю I.

Н. К. Рерих. Конь счастья. 1925. Из собрания НГХМ

Не только Россия, но и страны Западной Европы, прежде всего Италия, влекли русских художников на протяжении всего XIX века. Архитектура европейских городов, картины природы, бытовые сцены, запечатленные С. А. Ивановым, И. И. Крамским, И. И. Левитаном, В. И. Суриковым, В. А. Серовым, А. Н. Бенуа, А. П. Остроумовой-Лебедевой, П. П. Кончаловским и многими другими мастерами, рождают панорамный образ Европы. Многие русские живописцы и графики второй половины XIX – начала XX века посещали экзотические страны Африки, Ближнего Востока. Но грандиозная идея братьев Чернецовых совершить смелое путешествие по Волге от истока до устья была новой и не имела предшественников.

Поделиться: