16+
Журнал / ФЕВРАЛЬ 2016

Александр Велединский: «В России всегда есть Сюжет»

Александр, в чем вы видите наибольшую проблему отечественного кинематографа — нехватка финансирования, идей, таланта? А что помогает лично вам, в чем сопутствует удача?

Проблема — в адекватной оценке проектов при распределении средств. Ушедший год оказался весьма скромным на яркие картины, но, похоже, это не критерий для ответственных «товарищей». Им важен не художественный итог, а в лучшем случае коммерческий (где же он? ау!), но чаще — пропагандистский.

Насчет «сопутствующей удачи»… Когда мы снимали «Географа», погода чудным образом «выстраивалась» под наш график, вплоть до «грибного снега» — когда валил снег и одновременно светило солнце. Было такое ощущение, что кто-то Там читал наш сценарий…

Сейчас мы снимаем картину под названием «В Кейптаунский порт» — и снова природа на нашей стороне. Мало того, во время подготовки объекта в Балаклаве (Крым) наш художник нашел на пляже обломок глобуса с… Южной Африкой (Кейптауном!), где нам тоже предстоит снимать…

В одном из интервью вы рассказывали, что мечтали снимать кино, сколько себя помните. Что вдохновило вас тогда, в 1990‑х, и что вдохновляет на работу сейчас?

В России всегда есть Сюжет.

Насколько вы следите за кинопроцессом в родном городе? Как оцениваете запуск фестиваля «Нижегородский Кинограф»?

Положительно оцениваю, а как еще? Нижний — мой родной город и самый любимый. Фестивалю желаю развиваться, а коллегам — почаще снимать.

Нижний Новгород, ранее Горький, — востребованная киноплощадка. Город вдохновляет вас на съемки?

Снимать в Нижем пока не планирую, но — вдохновляет! Родина потому что, родные люди здесь, друзья…

Для какого зрителя предназначены ваши фильмы? Есть тот, к кому вы обращаетесь, чьей реакции ждете?

Не думаю об этом.

Фото со съемочной площадки фильма «Кейптаунский порт»

На что вообще сегодня готов идти российский зритель?

Зритель хочет кино про себя. Хочет узнавания, самоидентификации, вне зависимости от жанра. Но угадывать его вкусы — пустое занятие… Я не знаю формулы успеха, просто стараюсь быть честным и не скучным. Ничто не предвещало зрительского успеха «Географа...» или еще раньше «Живого», а вот, поди ж ты, — на них пошли. «Географ...» — до сих пор занимает первое место по сборам среди российских Некоммерческих картин, или, как их еще называют, Содержательных.

Может быть, удалось «влюбить» зрителя в героя? Ведь Служкин вызывает симпатию, чувствуется режиссерская любовь к герою.

Это комплексный вопрос — и какая компонента сработает в нужное время, нельзя вычислить. Но, любовь к герою, равно как и идентификация с ним зрителя, — конечно же, основные составляющие. И точный кастинг еще. Все это входит в профессию режиссера, не все могут эту свою любовь протранслировать зрителю в виде месседжа-высказывания. Если это удается, то может случиться факт искусства.

Студия Константина Хабенского в Нижнем создавалась при вашем непосредственном участии. Что подтолкнуло на ее открытие?

Мне просто стало обидно, что в Нижнем такой школы нет. В Перми, Казани и Уфе — есть, а моим землякам не свезло. Костя, заранее зная, какие проблемы ждут, отнесся поначалу несколько скептически, но не отказал. Все окончательно сдвинулось с места, когда инициативу поддержала нынешний директор Школы Галина Красильникова. Школа работает, интерес к ней не угасает. Дай им бог.

Экранизация «Обители» Захара Прилепина — расскажите об этом проекте.

Об «Обители» рано еще говорить — мы с моим соавтором пока на стадии написания сценария. Съемки — не раньше 2017 года при наличии достаточного бюджета.

Что же касаемо истории создания — пять лет назад продюсеры предложили мне снять фильм на тему Соловков. Я позвонил Захару, он заинтересовался, и через пару месяцев мы с ним, с продюсером и моими сыновьями полетели на острова. За неделю проживания там приняли решение, что события развиваться должны в 20‑е годы прошлого столетия.

Захар хотел написать рассказ или повесть, который я экранизировал бы. Но само место это — место Силы — побудило автора на большой роман. На него ушло три года, я за это время успел снять «Географа..» и «Ладогу» и начать «Кейптаунский порт»…

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин.

Поделиться:
Публикации по теме: