16+
Журнал / ФЕВРАЛЬ 2016

Великим поэтессам посвящается…

Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина представил в текущем театральном сезоне уже вторую мировую премьеру на музыку современных российских композиторов. В конце 2015 года публика приветствовала оперу «Казаки» Ширвани Чалаева по повести Льва Толстого. А уже в начале этого года впервые в мире именно на нижегородской сцене прозвучал оперный диптих «Анна — Марина», объединивший две монооперы Леонида Клиничева: «Анна» и «Страсти по Марине». Его первое представление прошло 28 января.

Обе монооперы, посвященные жизни и творчеству великих русских поэтесс Ахматовой и Цветаевой, Леонид Клиничев написал по заказу Мариинского театра несколько лет назад и создал их как совершенно разные произведения. Работа над операми началась с написания либретто, в основу которого легли строчки из стихотворений, прозы, дневников и писем поэтесс. С особым вниманием композитор отнесся к музыкальной части работы: проанализировав всю написанную на стихи Ахматовой и Цветаевой музыку, Клиничев смог создать уникальные музыкальные произведения с поистине трагическим накалом страстей.

Екатерина Ефремова в роли Анны

За первое сценическое воплощение моноопер в Нижегородском театре оперы и балета взялся режиссер и художник-постановщик Андрей Сергеев из Москвы, который соединил их в один спектакль. «„Анна — Марина“ — опера нашего современника о фактически наших современницах, — рассказал он. — Не так много времени отделяет нас и от Анны Андреевны, и от Марины Ивановны. Мне было интересно, как можно средствами оперы передать судьбу двух таких потрясающих личностей».

С особым вниманием Андрей Сергеев отнесся к выбору солисток на роли Анны и Марины. Монооперы отличаются сложными вокальными партиями и требуют хорошей актерской подготовки солистов. Сюжетно «Анна» и «Страсти по Марине» близки: оперы посвящены не только жизни и судьбе поэтесс, но и шире — высокой миссии поэта, борьбе человека за счастье и любовь, судьбе России. Героини спектакля живут в условном пространстве, в котором постановщик с помощью света, декораций, костюмов, нескольких деталей расставил смысловые акценты и создал отражение одной части оперы в другой.

Хор и оркестр моноспектакля

Мир Анны Ахматовой (заслуженная артистка РФ Аида Ипполитова; Екатерина Ефремова) в начале спектакля полон воздуха, света, зыбкого счастья. Но героиня проходит путь от приятия жизни до трагического осмысления гибели близких и собственного одиночества. Это отражается и в минималистичных декорациях, выполненных в черно-белых тонах. Пространство Марины Цветаевой (ее в разных составах играют заслуженная артистка РФ Нина Товстоног и актриса Надежда Маслова) напоминает то ли барак, то ли тюрьму, символизирует неустроенность быта и драматическую пустоту отчаяния, которое поглощает героиню. Но в зловещем черно-красном оформлении сцены второго действия появляется пятно света как символ неумирающей надежды, стремления к любви.

Надежда Маслова в роли Марины

Наверное, все вместе — скрупулезно отобранные тексты и талантливая музыка, осмысленная и точная режиссура, драматически выверенное исполнение солисток — сделало спектакль «Анна — Марина» интересным не только меломанам, но и всем, кто любит русскую поэзию.

Текст: Светлана Чернова

Фото: Роман Бородин.

Поделиться:
Публикации по теме: