16+
Журнал / ФЕВРАЛЬ 2016

Границы кадра

В живописи все кажется простым и доступным восприятию — лаконичная композиция и рисунок, глубина и убедительность цвета. Но за кажущейся простотой исполнения стоит неустанный труд художника до тех пор, пока композиция не превращается в целостный художественный сплав. Построение композиции аналогично кадрированию — выбору наиболее верного «кадра». Художник стремится воплотить идею, исключив из «кадра» все, что считает лишним, и дать возможность зрителю «достроить» картинку. Одним из важных составляющих произведения живописи наряду со светотеневой моделировкой, колоритом, масштабом, пропорциями, перспективой в XIX–XX веках стало кадрирование, или «кадровость», когда краем холста срезаются части человеческой фигуры или предмета. Таким образом, в зависимости от конкретного сюжета и авторского замысла герои полотна заключаются в очень «узкие рамки». Благодаря выбору ракурса, оптимальной точки зрения, формата произведения художник акцентирует внимание зрителя на наиболее важных деталях. По сути, произведение искусства — это кадр, мгновение, запечатленное художником. В произведениях импрессионистов благодаря приемам «схваченного кадра» создается ощущение сиюминутности, эффекта вибрирования, недосказанности. В XIX веке принцип кадрирования появляется и в скульптуре, когда части тела человека показаны фрагментарно или отсутствуют вовсе. Достаточно вспомнить скульптуру Огюста Родена «Рука Создателя» (1898), которая воспринимается как символ творения. Границы «кадра» в таком случае включают самое важное. В реалистическом искусстве первой половины XIX века также можно наблюдать отклонения от академических правил создания произведения. Например, оригинально скомпонованный групповой портрет художника Николая Алексеева-Сыромянского, где фигуры написанных крупным планом людей сближены и частично срезаны краем рамы, создает впечатление родственной близости изображенных. В «кадр» входят только лица портретируемых, что дает возможность рассмотреть глаза героев, выражающих доверительные отношения.

Н. М. Алексеев-Сыромянский. Семья художника. 1835. Собрание НГХМ

Для живописцев XX века свойственны иные способы выражения и формы художественного творчества: импрессионистическая пленэрная живопись, композиция «случайного кадрирования», широкое свободное письмо и другие.

Принцип кадрирования широко использовала в своем творчестве Зинаида Серебрякова. Она находила неожиданно смелые композиционные решения. Ей совершенно, неважно попали кисти рук в «кадр» или нет. В результате эти приемы нам совсем незаметны, так как задача художника в том, чтобы зритель воспринимал не сам прием, а произведение в целом. Если в «кадре» есть движение, художник дает ему место в виде свободного пространства. Так, на картине Виктора Попкова «На работу» (1961) нижняя граница холста «срезает» часть колес мотоцикла. Здесь удлиненное по горизонтали кадрирование заставляет нас «видеть» изображение бесконечным. Именно образ предмета, а не сам предмет интересует мастера. Удачный выбор кадрирования картины делает произведение более гармоничным, а границы «кадра» — составляющей частью образа.

З. Е. Серебрякова. Портрет С. Р. Эрнста. 1922. Собрание НГХМ

Поделиться: