16+
Журнал / ФЕВРАЛЬ 2017

Дмитрий Бирман: «Я пишу, потому что не могу не писать»

Нижегородский поэт и прозаик Дмитрий Бирман получил канадскую литературную премию имени Эрнеста Хемингуэя. Экс-депутат Гордумы Нижнего Новгорода стал лауреатом в номинации «Проза» со сборником рассказов «Странные люди», презентация которого стала одним из ярких культурных событий нашего города.

Дмитрий Петрович, вы неоднократно отмечены всевозможными российскими премиями. Но сейчас — премия международная. Многие эксперты называют это прорывом нижегородской литературы. А как вы относитесь к этой награде?

Я думаю, что литература, если это литература настоящая, не бывает московской, нижегородской или питерской — она интернациональна. В данном случае мы говорим о премии, учрежденной журналом «Новый свет», который издается в Торонто. В Канаде порядка 1,5 миллиона русскоговорящих жителей, и журнал пользуется среди них достаточно большой популярностью. Его читатели — это наши бывшие соотечественники, которые не утратили духовной связи с родиной, интересуются происходящими в ней процессами, следят за русской литературой, за развитием языка. В течение года журнал тщательно отбирает и публикует на своих страницах произведения перспективных авторов. Конечно, мне очень приятно, что из большого числа, безусловно, достойных литераторов я был особо отмечен и удостоен премии имени Хемингуэя. Эта премия дорога мне еще и тем, что, как известно, Хемингуэй начинал свой литературный путь именно в Торонто.

С чем, на ваш взгляд, связан новый виток интереса массового читателя к малым формам?

Со сборника «Странные люди» издательство АСТ начало публикацию авторской серии рассказов. Мои рассказы также вошли в сборники издательства «Эксмо» — два из них уже вышли из печати, еще два находятся в типографии. Когда само издательство формирует сборники рассказов своих авторов — это говорит о том, что рассказ не просто жив, а получает вторую жизнь и некий новый импульс. И связано это, на мой взгляд, с тем, что рассказы как литературный жанр отражают стиль нашего времени, сегодняшнего мышления. В суетном потоке меняющихся событий у людей все меньше времени остается на толстые книги, большие романы. Рассказ же готов вступить в диалог с читателем в любой момент.

В одном из интервью вы сказали, что все, абсолютно все люди — странные. Нарисуйте словесный портрет современного странного человека.

Если говорить о моем сборнике рассказов под таким названием, то действительно вокруг нас странных людей много. И это очень хорошо! Слово «странные» я употребляю совсем не в уничижительном смысле. Для меня «странные» — это непохожие на других, своеособенные, а значит, интересные люди. Это люди, которые живут по каким-то своим внутренним законам, которые позволяют им быть в ладу с самими собой. Ведь, по сути, библейские заповеди сводятся как раз к этому — чтобы человек жил в некоем душевном равновесии и гармонии. «Странность» для меня — это хорошая черта хорошего человека, у которого есть чему поучиться.

Дмитрий Бирман на презентации своей новой книги «Странные люди»

Означает ли ваш успех как прозаика то, что вы перестанете писать стихи?

Я пишу, потому что не могу не писать! Как бы это пафосно ни звучало, но это так.

Конечно же, я буду продолжать писать и стихи, и прозу, тем более что природа у этих двух явлений разная. Если проза — это некая идея, замысел, постепенно обрастающий персонажами, то стихи просто приходят к тебе вне зависимости от твоего настроения или желания. И никуда уже не деться — ты их записываешь, может быть, чуть-чуть поправляешь потом, и все! Пока свыше мне будут диктовать стихотворные тексты, я буду их записывать и предлагать читателю.

В чем, на ваш взгляд, принципиальное отличие зарубежных и российских литературных процессов?

Процессы достаточно похожи. На что я обратил внимание — мне кажется, что в западных странах больше внимания уделяется такому «опорному пункту» литературы, как библиотеки. Даже в небольших городах Европы или Америки можно встретить очень хорошие, современные, большие библиотеки, с залами, где постоянно проводятся встречи с писателями и поэтами. И достаточно большое количество людей на такие встречи приходят. Еще один важный момент — западные издательства не боятся работать с новыми именами, издавать маленькие тиражи и тратить деньги на продвижение новых авторов. Это, безусловно, открывает основательные перспективы для начинающих писателей и придает литературному процессу ощутимую динамику.

Беседовала Елена Минская

Фото: Татьяна Соловьева, из личного архива героя.

Поделиться:
Публикации по теме: