16+
Журнал / ФЕВРАЛЬ 2018

Гуманистическая инициатива

Сегодня понятие «культура» включает многое — это и социальная норма, и социальная память, и язык, и творческая деятельность, и социальный опыт. Приятно, что многое из этого становится важным и для нижегородского бизнеса. Предприниматели все больше понимают, что источником делового успеха являются не только материальные средства, но и нематериальные понятия, которые несет с собой компания. В этом отношении культура и бизнес обретают общие ценности.

Практически все городские культурные мероприятия не обходятся без финансовой поддержки бизнеса

При всей существенной разнице между благотворительностью и инвестированием они зачастую оказываются очень близкими, когда речь заходит о сфере социально-культурных инициатив. Сегодня социальное, гуманитарное инвестирование является особой корпоративной философией современного бизнеса. Раньше мы искали партнеров, нам нужны были дополнительные внебюджетные средства, чтобы сделать городской праздник масштабнее и насыщеннее. В последнее время партнеры сами приходят с предложениями и просят административную поддержку, хотят стать частью крупного события. Мы уже приобрели несколько постоянных компаний-партнеров, которые от мероприятия к мероприятию идут с нами рука об руку.

Бизнес интегрируется с культурой через пополнение фондов, реставрацию музеев, театров, выставочных комплексов, библиотек и так далее. Так сейчас происходит, например, с «Домиком Каширина» — филиалом Государственного музея А. М. Горького. Флигель на территории музея полностью отремонтирован за счет банковского бизнеса, на здании висит табличка о том, кто выполнил работы, — никто этого не скрывает. А между тем «Домик Каширина» — один из самых посещаемых музеев нашего города. Перспективным направлением становится создание библиотек нового формата, которые являются многофункциональными центрами. Департамент культуры этим уже занимается, и, думаю, вскоре бизнес также проявит интерес к этой теме. Такого рода вложения — долгосрочная история. Бизнес оставляет наследие не только для учреждения, а для целого города.

Наталья Суханова

Директор департамента культуры администрации Нижнего Новгорода

«Любая инвестиция в культуру — это правильная гуманистическая инициатива. Люди устали от серой жизни, они дают “заказ” на социализацию, просвещение, искусство».

Предприниматели с удовольствием подключаются к социальным проектам, благотворительным и культурным акциям, которые ориентированы на детей, людей с ограниченными возможностями здоровья и в принципе всех жителей города. Мы уже успешно реализовали ряд таких проектов, например в рамках «Ночи музеев» и фестиваля «Горьковская елка».

Еще одна перспективная сфера для сотрудничества с бизнесом и для инвестиций — это туризм. Здесь история немного иная. Если мы возьмем, к примеру, такие туристические продукты и проекты, как сувенирная продукция, экскурсионные маршруты и туры, комплексное продвижение отдельных территорий, то взаимодействие бизнеса и власти просто жизненно необходимо для их успешного воплощения. Федеральные, региональные и муниципальные власти должны определять направление общей политики и давать бизнесу инструменты на начальном этапе запуска каких-то проектов. Например, есть общая фирменная символика города, которая несет сам «код» территории, есть задача максимально распространить ее. Власть занимается ее разработкой, утверждает фирменный стиль, правила использования и отдает это на реализацию бизнесу — туристическим компаниям, производителям сувениров, магазинам, экскурсионным бюро и так далее. То же самое с туристическими маршрутами, экскурсиями, периодическими изданиями. В этом направлении мы уже активно работаем — создана линейка сувенирной продукции к 150‑летию со дня рождения Максима Горького, с изображением Нижнего Новгорода, для некоторых крупных городских праздников — Дня города, фестивалей «Секреты мастеров», «Горьковская елка» и других.

С недавнего времени к нам в департамент стал обращаться бизнес по вопросу обустройства городской среды. Компании готовы взять на себя благоустройство парковых территорий и скверов, сделать из них современные городские площадки, адаптированные для проведения городских мероприятий — лекций, творческих встреч, фестивалей. Это здорово! Однако есть одно существенное «но»: у города нет единой правовой нормы муниципально-частного партнерства. Отсутствие четкого регулирования такого взаимодействия порождает множество вопросов как со стороны бизнеса, так и со стороны власти: каковы сроки, кто содержит территорию, предусмотрены ли какие-то налоги на время использования этой территории, есть ли какие-то ограничения по использованию. Однако то, что сейчас мы сталкиваемся с такими трудностями, показывает, что ситуация в городе меняется. Всплывают вопросы, которые раньше никого не интересовали, а сейчас они стали актуальными, и это хорошо.

Текст: Наталья Суханова

Фото: Андрей Абрамов, предоставлено экспертом рубрики.

Поделиться: