16+
Журнал / ФЕВРАЛЬ 2019

Художник и время

Мы существуем внутри своего времени и за его пределы выбираемся неохотно. Гораздо спокойнее привыкнуть к тому, что «если шампанское, то советское, если запускаем, то космонавта». У искусства же неотъемлемым свойством является выведение человека из зоны комфорта, постоянное стремление к изменению и обновлению, в том числе и времени. А уж в «эпоху перемен» это должно быть просто святой обязанностью художников, поэтов и прочих деятелей искусств. Но вот именно теперь в массе своей что-то пошло не так.

В эпохи прошедшие художник (в широком смысле слова) отвечал за общественные идеалы и за социальную критику. К нему присматривались и прислушивались, «гражданин поэт» был авторитетом, «глаголом жег сердца людей», вскрывал моральные язвы и прижигал их каленым железом, как писал Владимир Санин.

Теперь вокруг, за редким исключением, один большой аттракцион с развлечениями. Или унылое морализаторство, доверия почтенной публики не вызывающее. Из литературы пропали романы и поэмы, исчезли монументальные и значительные формы из скульптуры, все суетно, сиюминутно, преходяще. По каким произведениям будут судить о нашем времени лет через 50? Господин Шекспир! Караул! У нас тут трагедия невосполнимой утраты, а все смеются. В знаменитом стихотворении Александра Кушнера «Времена не выбирают, в них живут и умирают» заключительная строфа звучит так:

Время — кожа, а не платье.

Глубока его печать.

Словно с пальцев отпечатки,

С нас — его черты и складки,

Приглядевшись, можно снять.

Стихотворение это было написано в далеком уже 1978 году, когда поэтическое вольнодумство указывало на опасности и предостерегало от легкомыслия и потребительского отношения к жизни. Эти уроки сейчас всем хочется позабыть, пить вместо кефира сладкую шипучку и представлять себя не иначе как на Мальдивах. В разгаре праздник непослушания. Так и слышится возглас тех, кто сейчас за нашу общую жизнь отвечает: «Да кому нужно это ваше искусство с музеями всякими и театрами! Кому нужен художник? У нас интернет есть, все найдем и скачаем! Вперед, к тотальной цифровизации и оптимизации!»

В такой обстановке художник профессиональный, знающий законы искусства, погрустнел и разъехался — кто в Москву, кто в Питер, в зависимости от темперамента, а кто ушел в себя, к своим дорогим сердцу елочкам-березкам. Когда мы слышим упрек в адрес выставки современных авторов: «Скучно у вас тут как-то, серовато», — хочется спросить: «А чего вы ждете? Какая жизнь — такие и произведения». Хотя к художникам тоже вопросы возникают. Казалось бы, беспрецедентная свобода творческого волеизъявления, твори — выдумывай — пробуй. Но раскручивание происходит на не слишком больших оборотах.

«В 2018 году произошло значимое событие, результаты которого мы, возможно, не скоро, но все-таки ощутим. Нижегородская организация Союза художников России возобновила работу молодежной секции. Звучит рутинно, но профессиональные мастера взялись за вовлечение в круг своих проектов молодых авторов. Работа кропотливая, индивидуальная, но в области гуманитарных технологий только такие методы и годятся»

В 2018 году произошло значимое событие, результаты которого мы, возможно, не скоро, но все-таки ощутим. Нижегородская организация Союза художников России возобновила работу молодежной секции. Звучит рутинно, но профессиональные мастера взялись за вовлечение в круг своих проектов молодых авторов. Работа кропотливая, индивидуальная, но в области гуманитарных технологий только такие методы и годятся. Нужно сделать так, чтобы начинающий автор не чувствовал себя отвергнутым, второстепенным. И художники признанные уже давно, со своей аудиторией, творческой стратегией стали собирать вокруг себя учеников или молодых коллег. Нельзя не отметить успехи учеников художественной студии Владимира Фуфачева, которые вызывают интерес на больших профессиональных выставках. Наталия Панкова взяла на себя организационные вопросы молодежного объединения в Союзе. С вниманием к каждому начинающему автору относится Иван Ворожейкин, приглашает их к участию в самых разных выставках.

В прошедшем году в Нижегородской области начался большой детский проект под попечительством почетного члена Российской академии художеств, народного художника России Владимира Никонова. Он объявил региональный конкурс рисунка среди детей 5–18 лет «Пейзажи родного края». В конкурсе приняли участие тысячи детей, на финальной выставке конкурса было представлено более 300 работ. И все дети, их родители и педагоги получили от участия в проекте качественный импульс интереса к земле родной, к искусству и собственному творчеству. Вот из этой точки роста пойдет образование профессиональной среды искусства, где на равных будут и художник, и зритель.

И напоследок опять хочется обратиться к поэтической классике. Борис Пастернак в 1957 году оставил всем художникам завет:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты — вечности заложник

У времени в плену.

Говорить о вечности языком современности — наверное, именно это и есть предназначение профессионального искусства.

Текст: Ирина Маршева

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: